Ученые-гидрологи из Санкт-Петербурга завершили первый этап уникальных исследований на огромной наледи в Магаданской области.
В Тенькинском округе Колымы она была описана учеными еще в 60-е годы прошлого века. И вот сейчас выяснилось, что она активно тает, и, вполне возможно, скоро исчезнет совсем. Это означает, что уходит и так называемая вечная мерзлота, а в регионе климат резко меняется.
Амынгындинская наледь еще пару десятилетий назад была площадью в восемь квадратных километров, сейчас уменьшилась почти в два раза. Ученые гидрологи замеряют ее толщину на разных участках, обходя ледовое поле вдоль и поперек.
То, что эта наледь тает, видно невооруженным глазом. Скорость, тоже впечатляющая. И это в экстремально холодном климате, где зима почти девять месяцев, а температура воздуха нередко опускается до 55 градусов мороза. Уже в Магадане ученые обрабатывают полученную информацию, составляют графики температуры и скорости оттайки. Первые выводы гидрологи уже сделали.
Ольга Макарьева, ведущий научный сотрудник мерзлотной станции Института мерзлотоведения СВНИМС ИМЗ СО РАН:
Изменяются условия природной среды. Так как наледь является результатом взаимодействия многих факторов, это мерзлота, это подземные воды, это речной сток. То меняются условия. И, именно изучая наледь, мы можем понять, что происходит с другими факторами. Потому что ее видно, мы можем ее изменить, можем на нее посмотреть.
Эта экспедиция для ученых-гидрологов из Санкт-Петербурга стала отправной точкой дальнейших исследований. Четверо специалистов в итоге переехали на Колыму и устроились на станцию в институт мерзлотоведения. Теперь будут изучать изменения гидрологического режима рек, которые все чаще ведут к паводкам в регионе. И займутся исследованиями на местах, где планируются большие стройки. Одно из них – гороховое поле в Магадане, где собираются построить новый жилой микрорайон.
Застроить Гороховое поле планировали еще несколько десятилетий назад. Но тогда от этой идеи отказались. Дело в том, что почти на поверхности здесь располагались так называемые линзы – льды толщиной до нескольких метров.
Но климат меняется, говорят ученые, возможно, и это место теперь пригодно для стройки.
Сергей Гулый, и.о. начальника мерзлотной станции Института мерзлотоведения СВНИМС ИМЗ СО РАН:
Возможно, что уже этих льдов нет и можно строительство вести. Мы хотим провести геофизические исследования своими силами, чтобы иметь какие-то данные разведочные. На глубине 20 метров идет рост температур, достаточно большой. По сравнению с 1990 годом температура выросла на 0,4 градуса. Это очень много.
Продолжат работы и на Амынгындинской наледи. Вскоре здесь поставят веш ки и весь холодный период будут замерять толщину льда, фиксируя изменени я. В условиях меняющегося климата и масштабной оттайки вечной мерзлоты нужно применять другие нормы к строительству дорог и домов, говорят ученые. На основе своих исследований они планируют дать новые рекомендации и дорожникам, и строителям региона.
Людмила Щербакова