«Я свободен» – премьера фильма Анастасии Якубек прошла с аншлагом

В Магаданском музыкальном и драматическом театре прошла премьера документального фильма «Я свободен». Авторская лента журналиста и режиссёра Анастасии Якубек посвящена жизни композитора Всеволода Задерацкого. В 1937 году он был репрессирован и направлен в СевВостЛаг. В колымских лагерях ему удалось не только выжить, но и написать больше двух с половиной часов классических произведений. Фильму помогли выйти в свет Национальный Фонд поддержки правообладателей и магаданский предприниматель Михаил Казаков.

Премьера, как удачный финал спецоперации по возвращению имени. Это первый документальный фильм, который сняли о композиторе Всеволоде Задерацком.

Задерацкого не случайно презентуют в магаданском музыкальном и драматическом театре, Всеволод Петрович успеть послужить Мельпомене на Колыме, когда ждал парохода после освобождения, этого здания ещё не было, был клуб Управления Северо-Восточными исправительно-трудовыми лагерями

Знакомство с композитором начинается в рекреации театра – музейная экспозиция представляет эпоху: портрет вождя, телогрейка, музыкальные инструменты. Их с удовольствием держат в руках зрители. Что для Задерацкого в годы заключения было непозволительной роскошью. Произведения, которые сейчас называют открытием XX века, он написал «в голове».

При полном зале, мест нет даже на балконе, автор фильма Анастасия Якубек просит нарушить театральную традицию – не аплодировать во время премьеры. Задерацкий тоже обходил установленные порядки, на сцене дворянского собрания появился в цветной рубахе, но уйти от системы не получилось. Арест, пароход, Колыма.

Валерий Бунякин, заслуженный артист России:

Я ведь всегда мечтал об этом, мечтал сыграть свою музыку на большой сцене, для большого зала, сыграть для людей, мы же совсем не знакомы, я Задерацкий, композитор, пианист, дирижер.

На сцене заслуженный артист России Валерий Бунякин. Он не играет, кажется, проживает вместе с героем расставание с семьёй и колымские лагеря, где композитор на телеграфных бланках написал свою самую сильную музыку.

Профессионального актёра на сцене сменяют журналисты, читают Мандельштама, Гумилёва, выдержки из философа Ильина. Всё это готовит зрителя к основному – часовой ленте о музыкальном наследии, которое удалось вернуть.

Марина Броканова, координатор творческих проектов Национального Фонда поддержки правообладателей (Москва):

Настолько глубоко, настолько интересно Анастасия работает, она ж не журналист, она одновременно историк, краевед, она архивный работник, творческий человек, кадры выстраивает, придумывает сценарии, вслушивается в музыку, фантастика, музыковедом почти не стала.

События в жизни Задерацкого увели съёмочную группу за тысячи километров от Колымы. Снимали в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Курске. Тысяча гигабайт материала и полтора года полноценного расследования, героя открывали не только для себя, но и для общественности.

Анастасия Якубек, автор и режиссёр:

Нас всегда трогают человеческие истории, а тут такая человеческая история, которую нереально выдумать и я повелась на эту человеческую историю, сама. Я знала, что если я повелась, то и любой другой человек и через удивительную историю мне открылся мир удивительный мир классической музыки.

Как зал встаёт с финальными аккордами, Анастасия Якубек не видит. Признаётся, такой реакции не ожидала. Сразу уточняет, овации нужно делить на троих: оператор документального фильма Рустам Ахметов, художник компьютерной графики Анна Фидря. И десятки фамилий тех, кто помогал в создании ленты.

Вверх