Эрнст Неизвестный, скульптор: Я всюду вижу крест, я не знаю почему, но это та форма, которая меня заворожила.
К неканоническому кресту на сопке Крутой 12 июня девяноста шестого поднялись несколько тысяч человек. Не помешал пронизывающий ветер и туман. На открытии – российские и иностранные журналисты, бывшие заключённые и архитектор Камиль Козаев. Это он руководил возведением монумента, который из глины вылепил Эрнст Неизвестный.
Камиль Козаев, архитектор монумента «Маска скорби»: Пасмурный день, туман, но люди шли, какой-то крестный ход был на сопку, весь Магадан прошёл, я в 12 часов ночи поехать закрывать Маску, но я не мог закрыть, люди шли и шли.
Открытие монумента действительно масштабное событие. «Маска скорби» стала первой работой Эрнста Неизвестного на Родине после тридцатилетнего отсутствия, в 76-ом скульптор покинул страну.
Эрнст Неизвестный, скульптор: Вы пришли сюда не по приказу, а сами, так оно и будет, и дело не в её эстетическом достоинстве или недостатке, а в истории и неизбежности таких монументов на Руси.
Бетонная маска со слезами из человеческих лиц. Внутри ещё трагичнее. Решётка, керосинка и нары. Сейчас попасть в камеру на экскурсию невозможно, монумент на реконструкции. «Маске скорби» собираются вернуть «лицо». После неудачной покраски в 2015 году, памятник стал далёк от первоначальной задумки скульптора. Возвращением к исконному образу займутся реставраторы. Недавно «Маска скорби» стала объектом культурного наследия.
Юрий Гришан, мэр Магадана: Мы полтора года бились-бились и получили проект, реставраторы, строители начали восстанавливать бетонные конструкции, лестницу, поручни, фонари, нижнюю площадку.
Над концепцией реставрации памятника сейчас работают архитекторы из Санкт-Петербурга. Одновременно идёт работа по созданию мемориального комплекса «Музеи памяти». Этот проект одобрили в Правительстве России и региона.
Роман Романов, директор государственного музея истории ГУЛАГа: Это такой прорыв в сохранении памяти, потому что эти объекты исчезают, они из дерева, всё это разрушается, наша задача максимально возможно всё что есть, сохранить.
В единую музейно-мемориальную инфраструктуру войдут монумент «Маска скорби», лагеря «Бутугычаг», «Днепровский» и пересыльная тюрьма. Е.Исаева, С.Чихарев, Вести – Магадан