Знаковым событием в культурной жизни региона не только на этой неделе, но и, пожалуй, в этом году можно назвать фестиваль «Свет лагерной рампы». Он стал возможен благодаря президентскому гранту, который получило областное отделение Союза театральных деятелей. Первый «Свет лагерной рампы» зажегся в Магадане в 99-м году. Тогда в фестивале участвовали Норильский и Сахалинский театры, созданные, как и наш, в системе ГУЛАГа. В этот раз в столицу Колымы съехались гости из Москвы, Вологды, Екатеринбурга, Новосибирска, Томска, Владивостока и Берлина. Основная задача проекта, по словам организаторов, поддержание памяти о репрессиях и культуре «крепостного» театра. В тематике спектаклей «лагерная» тема не прослеживалась. Но выставка, лекции, экскурсии для приезжих артистов на Маску Скорби постоянно напоминали об истоках здешней театральной жизни. Он получился, как хорошая книга. Обо все и о самом главном. Радостный и глубокий для зрителя, полезный для труппы магаданского театра. Фестиваль «Свет лагерной рампы» стартовал с открытия выставки «Варлам Шаламов. Жить или писать». Неслучайно. Наш храм искусств своим появлением обязан героям рассказов писателя – заключенным. Репрессированные артисты, режиссеры, художники, музыканты создали на Колыме первый театр.
Кристина Линкс, куратор выставки (Берлин, Германия)
Почти все отмечают, что выставка имеет очень сильное эмоциональное действие
Кристина Линкс, вместе с Вильфридом Шеллером собирали материал о Шаламове несколько лет в сотрудничестве с российскими музеями, архивами и частными правообладателями.Слепок того времени в фотографиях, рукописях, письмах. За последние пять лет экспозицию увиделив городах Германии и Италии, Чехии и Швейцарии, Люксембурге и России. Магадан стал еще одним российским городом, где можно приблизиться к вечной дилемме творческого человека в условиях тоталитарного режима – «Жить или писать».Творчество выбирают и земляки Шаламова, актеры Вологодского театра для детей и молодежи. В рамках фестиваля они занимают малую сцену. Два исповедальных моноспектакля «Наташины мечты» и «Однажды мы все будем счастливы» об одиночестве, непонимании, о желании быть любимыми. Минимальная дистанция со зрительным залом. Сложные актерские работы. Своего рода эксперимент над зрителем. Вологодский театр воспитывающий и заставляющий задуматься.
Алена Данченко, артистка Театра для детей и молодежи (г. Вологда)
Я желаю театру магаданскому открытий новых. И не бояться
Мастер-классы тоже в свете «лагерной рампы». Для актеров театра и для тех, кто только собирается посвятить свою жизнь этому искусству. Занятия по сценическому движению ведет гость из Томска, заслуженный артист России Андрей Сидоров.
Андрей Сидоров, заслуженный артист России (г. Томск)
Это очень тяжелая профессия. И чем больше я им сейчас покажу, что это тяжело, и они почувствуют это, тем, наверное, они сделают какой-то вывод. Кто-то скажет – «да, я сильный и пойду в эту профессию». Кто –то скажет – «нет, я в этой профессии больше даже и не буду»
На экваторе фестиваля магаданцев снова обращают в прошлое. В библиотеке Пушкина лекторий. Об истории театров Дальнего Востока и, в частности, Магаданского музыкального. И снова много молодежи. Студенты филфака СВГУ слушают искусствоведа из Владивостока Изабеллу Крыловскую. Узнают, что фактически крепостной театр на краю земли возник в конце 30-х из самодеятельных бригад. Что здесь репрессированные артисты смогли поставить самую настоящую оперу. О первой труппе, спектаклях, гастролях. Еще одна фишка этого фестиваля – живая музыка перед спектаклями на большой сцене. Как это была раньше, в послевоенные годы, и в магаданском театре в том числе.
Один из вечеров отдан Екатеринбургскому ТЮЗу. Театр основала Наталья Сац почти 90-лет назад. Театр с традициями. С классической школой игры. Магаданцам предлагают пьесу «Шли девчонки по войне». Создатели посвятили спектакль своим бабушкам и прабабушкам, которых Великая Отечественная застала совсем юными. А адресовали сегодняшним молодым. Чтобы помнили.
Нина Сидоренко, зритель
Я расплакалась в конце. Если бы не было зрителя, мне кажется, у меня бы случилась истерика
Оставшиеся дни фестивальной программы можно смело назвать «чеховскими». Сразу две постановки в свете «лагерной рампы». Свои трактовки великого классика представляют Новосибирский и Магаданский драматические театры. «Вишневый сад» – печальная элегия об уходящем времени «дворянских гнезд». Артисты новосибирского городского драмтеатра предлагают своё прочтение вечной комедии. Типажи актуальны и сегодня. Чем прогрессивнее персонаж, тем современнее костюм. Яркий актерский ансамбль. Внезапный гротеск, который подчеркивает абсурд происходящего.Неожиданные режиссерские находки. Современный спектакль о вечном, сыгранный на одном дыхании.
Савва Темнов, артист Новосибирского городского драматического театра
Я уверен в том, что уже сто лет прошло, как люди играют Чехова. По-моему, через сто лет будут играть тоже Чехова
Вслед за вечным чеховско-новосибирским «Вся Россия – вишневый сад» встает чеховско-магаданское «В человеке всё должно быть прекрасно». «Дядя Ваня» продолжает тему духовной жизни русской интеллигенции. Иркутский режиссер Андрей Штейнер оставляет действие в конце 19 века. Изюминка – в расстановке нужных акцентов. В центре внимания – вопросы о предназначении человека.
Римма Захарова, директор Магаданского государственного музыкального и драматического театра
Те же мастер-классы, лекции, которые мы организовали на базе библиотеки Пушкина, всё это только в копилку артистам. А плюс еще общение, живое общение друг с другом. Конечно, это дорогого стоит. Ради этого и делаются фестивали
Завершился «Свет лагерной рампы» концертом. Здесь пальму первенства держали артисты Магаданского музыкального театра. Шесть фестивальных дней, пять спектаклей, в залах аншлаги, на лицах улыбки. Организаторы говорят, всё получилось! Местное отделение Союза театральных деятелей собирается и на следующий год подать заявку на президентский грант. Хочется нового фестиваля, к тому же 2019-й в России уже объявлен годом театра.