На каждое погружение у фотографов Дениса Дегтярева и Сергея Шанина уходит не больше получаса. Сейчас вода в Охотском море максимально прозрачная, но все еще очень холодная. Находиться в ней слишком долго опасно. Работа идет на разных глубинах, фотографы ищут интересную картинку.
Денис Дегтярев, фотограф: Это, наверное, единственное в мире сочетание, где есть затонувший объект, и совместно со льдом можно увидеть. Прямо подо льдом все это в одном месте. Можно снять затонувший объект и вот. А лед очень красивый там.
Сейчас водолазы-фотографы работают в магаданской бухте Нагаева в районе военного пирса. К съемкам готовились основательно, с собой различная профессиональная аппаратура. В этих местах на разных глубинах, говорят водолазы, затоплены сразу пять подводных лодок. Более 30 лет назад здесь строили военный пирс. Лодки укладывали в его основание. Пирс в итоге не достроили. А лодки так и остались под водой. Так что это уникальная возможность увидеть сразу пять подводных лодок в одном месте. Объездившие весь мир фотографы говорят, что ничего подобного нет ни в одном море. Плюс к этому богатый подводный мир.
Сергей Шанин, основатель Союза Фотографов дикой природы: Богатая история по этим затонувшим судам. И с точки зрения биологии это очень интересно, потому что очень мало мест, где такой богатый подводный мир. Можно одновременно увидеть на одном квадратном метре множество крабов, креветок, актиний. В Магадане все гигантское. По плотности, по размерам. Сравнимо, а в некоторых случаях даже превосходит красоту тропических морей.
Сейчас, когда магаданские бухты планируют расчистить от затонувших судов, дайверы предлагают не рубить с плеча. И поднять лишь те объекты, которые реально вредят экологии. На некоторых теплоходах остались емкости с топливом и ртутью.
Максим Брижик, водолаз-любитель: Лучше всего ничего не делать. Наоборот, обследовать, сделать какую-то карту. Чтобы туристический центр или еще кто-то раздавал памятки с координатами, глубинами, описанием. Потому что во всем мире берут суда, самолеты, машины и топят их в каких-то местах, чтобы привлекать туристов. Любой затопленный объект – это прежде всего искусственный риф.
После этой магаданской экспедиции Сергей Шанин и Денис Дегтярев планируют подготовить несколько статей о подводном мире Охотского моря, в том числе, для журнала National Geographic. А в перспективе возможна и новая выставка уникальных фотографий. Щербакова, Гилев Вести Магадан