На этой неделе в Магадане прошло событие, на которое собрались представители российских и иностранных центров управления полётами, а также сотрудники авиаметеослужб. Все они входят в состав руководящей группы по подготовке учений по сопровождению самолётов при возникновении вулканического пепла для Дальневосточной части Европейского региона ИКАО. Это международная организация гражданской авиации. И он ней мы еще поговорим. А пока вернемся к подготовке предстоящих учений.
Они пройдут в апреле 2019-ого года. Но уже сейчас разрабатывают их сценарий. Его детали обсуждают на ежегодных съездах, которые организуют в разных городах. Так, например, последние два года руководящая группа собиралась на Камчатке. В этом году сотрудники ЦУПов и синоптических центров впервые приехали в Магадан.
Наш регион выбран не случайно. Сегодня «Аэронавигация Северо-Востока» является укрупнённым центром управления полётами.
Он обслуживает российских и иностранных пользователей воздушного пространства на площади почти шесть с половиной квадратных километров, в том числе над акваторией восточной части Северного Ледовитого океана, над территорией Магаданской области, Чукотского автономного округа, Курильских островов и частью Камчатки. Кстати, полуостров вошел в ведение Аэронавигации в 2016-ом. И он является зоной высокой вулканической активности, на территории Камчатки находится порядка 70 активных вулканов.
Одна Ключевская сопка чего стоит. Она является самым высоким активным вулканом на Евразийском материке. И её возраст приблизительно 7000 лет. В прошлом году служба наблюдения за вулканами установила извержение из Ключевской сопки и присвоила «оранжевый» уровень авиационной опасности.
Это один шаг до самой опасной «красной» шкалы. Во время извержения, которое очень непросто предсказать, вулканы выбрасывают пепел. И если он встанет на пути у воздушного судна, то могут быть плачевные последствия. Пепел состоит в основном из твердых стекловидных частиц. Он забивает вентиляционные отверстия, через которые подается воздух для охлаждения двигателей самолёта, и они глохнут. Что может происходить дальше, думаю, смысла уточнять нет.
Полёты гражданской авиации планируются заранее. Но как показывает многолетний опыт наблюдений за вулканами на Дальнем Востоке, облака пепла в периоды их активности усложняют навигацию над Камчаткой и акваторией Тихого океана восточнее полуострова, а также над южной частью Охотского моря. Поэтому потоки транзитных воздушных судов в такие периоды смещаются в более безопасное место.
Тему прокомментировали:
Юрий Самойлов, директор филиала «Аэронавигация Северо-Востока» ГУП «Госкорпорация по ОрВД»
Алексей Буевич, начальник отдела стратегического планирования ИВП ГЦ ЕС ОрВД (Москва)
Кристофер Кеохан, начальник регионального отдела по внедрению аэронавигационных систем (метеорология), Европейский и Североатлантический офис ИКАО