Судно «Си Хантер» только встало на разгрузку в морском порту Магадана. Несколько дней на берегу и снова в море на промысел. Экипаж – это больше сорока человек здесь постоянный. Под руководством капитана Игоря Платонова люди работают в море несколько десятилетий. Сейчас говорят, что в завтрашнем дне уверенности нет никакой.
Игорь Платонов, капитан рыболовного траулера «Си Хантер»: Пенсия есть. Да и все. Я то худо-бедно присяду на завалинку. А что молодежь будет делать? Ну, где-то искать другое что-то, а что другое, неизвестно. Тут народ, который, кроме моря, ничего не делал больше. Это опять вложения, выучиться надо, устроиться надо.
Таких рыболовных судов у магаданской компании «Тихрыбком» два. Если законопроект о втором этапе распределения рыбных инвестиционных квот примут, останется одно – предприятие потеряет примерно половину лимитов. Судно «Си Хантер работает круглый год, добывая минтай и сельдь. Только за лето оно вылавливает более 900 тонн минтая. Всю продукцию выгружают в магаданском порту, затем отправляют во Владивосток и в разные регионы России. Второе судно компании - «Морской Волк» сейчас в море. В море еще и несколько краболовов, которые вообще останутся без возможности работать дальше. Квоты на краба и трубач, согласно законопроекту, планируют перераспределить в полном объеме.
Михаил Котов, президент Магаданской ассоциации рыбопромышленников: Область порядка миллиарда недосчитается налогов от рыбаков. Сегодня у рыбаков Магаданской области самая высокая заработная плата. И работает порядка двух тысяч человек. Эти люди будут уволены. Это нормально, это государственный подход?
В рамках первого этапа законопроекта об инвестиционных квотах компания «Тихрыбком» брала кредиты на сумму 5 миллиардов. Кроме того, по условиям проведения аукциона компании-участники должны строить новые суда, на них взяли кредит в 2 миллиарда рублей. И два судна построили, одно уже спустили на воду, второе на подходе. Над двумя продолжают работу на судостроительных предприятиях. Но всего из заявленных «Росрыболовством» в рамках реализации законопроекта ста пяти судов на российских верфях построено девять. И реализация нового этапа законопроекта эту ситуацию явно не изменит, говорят рыбаки. Да и теперь уже на новые кредиты они не готовы, ведь еще не отданы старые.
Сергей Носов, губернатор Магаданской области: Деньги были вложены, это инвестиции. Они должны вернуться. А для того, чтобы они вернулись эти инвестиции, объект в который ты вкладываешь, должен начать работу. А они еще со стропелей не сошли эти корабли, а уже говорят, давайте продолжим, отдайте еще деньги. Нарушается вся экономическая логика и закон.
Другая проблема – инвестиционные программы рыбопромышленников, которые просто будут свернуты. Сейчас все та же компания «Тихрыбком» занимается реконструкцией причалов рыбного порта, строительством центра обслуживания маломерных судов и уже готовится к открытию завода по производству Омега 3. Все оборудование здесь корейское, а Омегу обещают особенную – с повышенным содержанием полезных веществ. Аналогов в России пока не производят.
Анатолий Попов, директор магаданского завода по производству Омега-3: Когда вы пьете обычную Омегу 3, там только 20% омеги3, то есть вы берете 80% от какого-то жира, который не всегда может быть вам и нужен. Витамин Д, что-то там еще может. А вот если вы берете триглицериды, там уже конкретно омега 3 для умственного развития.
Рыбаки и власти Магаданской области написали письма в Государственную Думу и в Совет Федерации с просьбой отложить принятие законопроекта о втором этапе распределения рыбных инвестиционных квот. Рыбопромышленники региона брали кредиты, рассчитывая на гарантированный промысел до 2033 года, теперь же в случае изменений правил игры, банки могут потребовать продажи имущества предприятий – судов, заводов и оборудования. Щербакова, Ахметов Вести Магадан