Планы развития региона, проекты модернизации сферы ЖКХ и улучшение демографии обсудили на Совете территории Магаданской области, его провел Сергей Носов. Губернатор заслушал доклады представителей профильных министерств. Основные тезисы с первого дня заседания смотрите далее.
Елена Суранова, заместитель председателя правительства Магаданской области: Я хочу остановиться на основных этапах стратегического и проектного управления в Российской Федерации. Напомню, что в 2018 году указом Президента были закреплены 9 национальных целей развития страны до 2024 года. И в том же году на территории Российской Федерации стартовала реализация национальных проектов. В 2020 году был принят 474-й Указ Президента, которым были определены 5 национальных целей развития страны до 2030 года. А 7 мая 2024 года Указом Президента № 309 были определены новые национальные цели развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года. 309-й Указ обеспечил преемственность национальных целей, которые были сформулированы в 2020 году, и конкретизировал их, исходя из новых условий и опыта работы по предыдущим направлениям. Всего на настоящий момент определено 7 национальных целей развития Российской Федерации. Вы их все видите на слайде. Появились две новые цели, которые связаны с технологическим лидерством и экологическим благополучием. В рамках каждой цели установлены свои показатели и задачи, которые будут характеризовать их достижение к 30-му году. Сейчас таких показателей и задач 71. Важнейшими факторами развития по-прежнему остаются демографические вызовы, стабилизация рождаемости, снижение смертности, повышение продолжительности жизни. Очень важное направление — это снижение уровня бедности, дифференциация доходов и повышение качества жизни. Причем повышение качества жизни должно быть по всем направлениям и касаться и жилья, и медицины, и образования, и муниципальных услуг, и государственных услуг. Инструментами достижения национальных целей являются национальные проекты, государственные программы, отраслевые и региональные стратегии, дорожные карты. С помощью каких именно инструментов, госпрограмм, национальных проектов достигается каждая национальная цель, детально прописана в едином плане по достижению национальных целей развития страны до 2030 года и на перспективу до 36 года. Есть, например, по прошлому году, приведу примеры, так будет всем понятней. Есть, например, федеральный проект, он и в этом году есть, и в прошлом году был, «Борьба с онкологическими заболеваниями». Вот этот федеральный проект, он входит в состав национального проекта. А есть, например, такой федеральный проект, как «Генеральная уборка». Вот в прошлом году он в состав национального проекта не входил. Или есть такой федеральный проект, как «Пушкинская карта», он тоже большой вклад в достижение национальных целей вносит, но он к нацпроекту не входил. Что я хочу сказать? Что все важны, все мероприятия в рамках нацпроектов, федеральных проектов и государственных программ, и наших государственных программ, которые реализуются на территории Магаданской области. И хочу отметить, что участие муниципальных образований в достижении национальных целей намного шире, чем реализация каких-то мероприятий в рамках нацпроектов. Важным инструментом достижения также являются муниципальные программы, мероприятия, которые вы проводите за счет средств социальных партнеров, инициативные проекты, которые реализуются на территориях районов и финансируются за счет средств регионального бюджета, очень важны мероприятия по патриотическому воспитанию, развитие волонтерского движения. Все это является важными направлениями в достижении национальных целей нашей страны.
Марина Усова, министр строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области: Уважаемые главы, для реализации нового национального проекта необходимо создать свои муниципальные команды. Здесь на слайде вы видите сейчас последовательность действий. Я сейчас пройдусь по последовательности действий, но учитывая, что я сразу сказала, что очень важно создать свои муниципальные команды и возглавить их, не отдать на откуп своему заместителю, руководителю направления и так далее, а именно самим возглавить, потому что качество реализации данного проекта будут оценивать люди. Безусловно, федеральные органы будут выставлять нам определенные значения, и мы будем еженедельно фигурировать в общей сводке. И качество реализации данного проекта, достижение всех показателей влияет в том числе и на результаты работы правительства Магаданской области в целом и на показатели высшего должностного лица. Но опять же повторюсь, нас с вами будут оценивать люди. Следующий шаг — это определение состояния инфраструктуры опорного населенного пункта, то есть это проведение инвентаризации. Данная инвентаризация не означает, что это инвентаризация бухгалтерской отчетности. Эта инвентаризация включает в себя определение количества и текущего состояние объектов инфраструктуры. По результатам инвентаризации определяется базовое значение по каждому компоненту, то есть определяется отправная точка в развитии опорного населенного пункта. Муниципальным образованием необходимо сформировать данные инвентаризации за период с 2019 по 2024 год по каждой части в отдельности. Затем необходимо определить прогнозные данные развития на период до тридцатого года по каждому компоненту. Это будут плановые показатели развития опорного населенного пункта до тридцатого года. Срок проведения инвентаризации у нас с вами очень короткий. Не позднее пятого февраля текущего года мы должны провести эту инвентаризацию. И тоже здесь, забегая вперед, скажу, что я уже сейчас проверяю, как и орган исполнительной власти, то есть, министерство и как ваши команды приступили к данной работе. Пока еще слабо, но слава Богу, что работают. Для работы муниципалитетам необходимо наладить плотное взаимодействие с органами исполнительной власти, которые курируют соответствующие компоненты. Ведение проекта осуществляется в информационной системе Фонда развития территории. Информационная система называется «Своды». Органы исполнительной власти уже получили, ответственные лица получили доступ к этой информационной системе, вносят данные. Данная программа специально разработана для оказания поддержки региона в реализации нового национального проекта и для проведения инвентаризации. Система «Свод» позволит нам оценить фактическое значение и рассчитать плановые показатели в соответствии с утвержденной методикой. Методика была утверждена в 24-м году. Сразу скажу, она достаточно объемная и тяжелая, поэтому Министерство строительства Российской Федерации сейчас разрабатывает программу обучения региональных команд и, начиная с 1 апреля, нас с вами будут обучать. Поэтому, еще раз повторюсь, очень важно проникнуться и создать эти команды. В связи с тем, что проект только на начальной стадии, первичный ввод информации осуществляется специалистами, вот сейчас профильными министерствами в Магаданской области, каждый в своей части. В дальнейшем, после обучения, после предоставления доступа в информационную систему Фонда развития территорий, каждому муниципалитету будет предоставлен доступ и наполнение данных по каждому компоненту будет осуществляться непосредственно муниципалитетом.
Сергей Кучеренко, министр труда и социальной политики Магаданской области: Елена Геннадьевна, Сергей Константинович, мы хотим сказать о организации консолидированной деятельности всех органов исполнительной власти, а также местного самоуправления при реализации целей. Считаем одной из основных целей сохранения населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержки семьи. Это цель. В рамках этой цели существует такой серьезный показатель, как увеличение суммарного коэффициента рождаемости. К 2030 году он по Российской Федерации должен достигнуть 1,6. На слайде мы видим сегодняшнюю ситуацию, то есть, 2023 год 1,32, в 2024 году прогноз у нас 1,34, при этом мы видим линейку, которую нам надо достичь для того, чтобы достичь выполнения поставленной цели. Мы видим, как сложилась у нас рождаемость по численности за прошлый год, точнее за три года, это 22 и 23, мы видим, как вроде бы она в целом упала, но есть три городских округа, где в целом рождаемость увеличилась именно, это Ольский округ, если 24 с 22 сравнить с Северо-Эвенским и Тенькинским. Вот для того, чтобы определить людские ресурсы, надо также проводить факторный анализ. То есть, женщин фертильного возраста, численность населения, населения в целом. То есть, мы видим, как минимум, что ресурсы есть по трём округам. На самом деле у нас достаточно механизмов, рычагов, в том числе не рычагов, извиняюсь, инструментов. У глав муниципальных образований и у нас в том числе безусловно обеспечить, включить в планы работы мероприятия по пропаганде, по ценностям семьи, отцовства, материнства, причем начиная с детского сада. Ну, я извиняюсь, что вы там не в Барби и Кэна играли.