Search
Close this search box.

Сергей Носов о СВО, мастер-плане Магадана, дорогах и детском отдыхе

Яков Радченко: Здравствуйте.  У нас в эфире Губернатор Магаданской области Сергей Константинович Носов. Сергей Константинович, Президент в своей речи на параде Победы, обращаясь к бойцам специальной военной операции, сказал: «Мы гордимся участниками специальной военной операции, всеми, кто, сражаясь на передовой, кто под огнем обеспечивает фронт, спасает раненых. Нет сейчас важнее дела, чем ваша Боевая работа». Как Вы считаете, у нас в области, в нашем обществе, сложилось понимание специальной военной операции и ситуации в целом?

Сергей Носов: Вы знаете, мне кажется, что да. Как бы далеко мы не находились от линии фронта – допустим Белгородская область или Курская область, в непосредственной близости, на границе находятся. Я не говорю о новых регионах, которые вошли в состав Российской Федерации. Но при этом – через контакт с бойцами, через контакт с семьями бойцов, участников СВО, через работу кураторов, они тоже через себя это все проносят, переживают также, через наших волонтеров, которые и доставляют посылки, передачки нашим бойцам-магаданцам. И волонтеры, которые здесь, и собирают посылки, и изготавливают от подарков до всего необходимого, в частности, маскировочные сети плетут, которые расходуемый материал, но очень нужен там на линии фронта. Я хочу отметить и предпринимателей, и активно занимается правительство этими вопросами, координируя, управляя, направляя. Как бы далеко мы не находились, и кажется, что это не с нами происходит – с нами! Я думаю, что вот это свое переживание, чувство сопереживания, очень важно. О том, что мы сегодня активно участвуем в этом, как регион, как жители, как граждане Российской Федерации, наверное, это факт. И мы его не отрицаем, мы даже этим гордимся.

Яков Радченко: В праздничные дни в Магадане побывал помощник президента Максим Орешкин, и, в том числе, обсуждался мастер-план развития Магадана. Слово «мастер-план» – оно достаточно новое, недавно у нас в лексиконе. Привычнее людям «генеральный план» развития города. Чем мастер-план отличается, в чём особенность?

Сергей Носов: Во-первых, если говорить о мастер-плане, он в принципе готов. Мы неоднократно его презентовали и защищали у Юрия Петровича Трутнева, у Максима Станиславовича Орешкина, совещания проводили. Еще раз повторяю неоднократно. Но визит в этом плане был очень полезен, в рамках подготовки совещания у Президента, потому что помощник Президента лично убедился в том, что нам развитие крайне необходимо. Посмотрел и слабые места, и сильные места Магадана. И если говорить уже о самом мастер-плане, чем он отличается от градостроительного плана, тем, что решаются не только градостроительные вопросы, и даже не только вопросы тепло- водо- и электроснабжения, вопросы инженерных сетей. Прежде всего все изменения и преобразования рассматриваются с точки зрения экономики города, роста валового внутреннего продукта, валового городского продукта, потому что без экономики, которая так или иначе обеспечивает и зарплатой, и жильем, и теплом, и т.д, наверное, планировать – это будет просто прожектерство. Поэтому перспективы развития отраслей экономики города – это тоже неотъемлемая часть мастер-плана и это тоже учитывается, и это отличает мастер-план от других градостроительных планов, мероприятий и так далее, и тому подобное. Наверное, это главное, экономика и развитие экономики муниципалитета.

Яков Радченко: Он же выполняется, уже какие-то позиции сделаны, что сделано?

Сергей Носов: Если говорить об экономике, например, завод “Омега Си”,  рыбного жира и т.д. В качестве примера мы можем говорить о такой отрасли, как туризм. Даже те изменения, начиная от благоустройства, без которого невозможно нормальное восприятие гостями города нашей территории – это тоже часть развития туризма. Турист должен захотеть вернуться ещё раз, может быть, досмотреть то, что не увидел в первый. Он должен делать это с удовольствием, ему должно быть приятно возвращаться, поэтому это и благоустройство, и уровень сервиса, и так далее. Для начала это строительство нового пассажирского терминала в аэропорту, ворота города. Заканчиваем проектирование гостиницы, в этом году закончим, на 120 мест. Бизнес также вводит в этом году объекты, гостиница возле Президентского, она небольшая будет, но такая достойная уже гостиница. Я не думаю, что ей будут звезды присваивать, есть такое выражение «Бутик», там за звездами никто гоняться не будет.  Игорь Борисович Донцов делает этот объект. А также новый ресторан, который основывается на арктической кухне, прежде всего на продуктах, изготовленных из того, что можно найти, добыть на территории региона края. То есть, туристические маршруты и возможности, которые мы предоставляем. Будет туристам и санаторий «Талая», и строительство – оно уже началось – морского туристического центра, мы раньше называли мариной, если помните, для маломерных судов. Это входит в экономическую составляющую. С другой стороны, социальные объекты: это и комплексная застройка горохового поля, это и комплексная, наверное, застройка Снежной долины, в Северном Артеке, включая стадион Вяльбе. По Магадану очень много объектов делается. Всего, помимо того, что был Максим Станиславович Орешкин, фактически 2 недели назад побывали два федеральных министра, и мы обсуждали вопросы строительства с министром Иреком Файзуллиным – объектов сегодня возведено, возводится, проектируется, готовится к строительству на 127 млрд. рублей. Как-то не подсчитывали эту цифру специально, может быть, она не была известна в широких кругах, но к совещанию с министром эту статистику подбили, это выверенные цифры вместе с Министерством строительства Российской Федерации, поэтому цифра впечатляющая, и говорит и о сложностях, что это надо все обеспечить и организовать, и о возможностях, которые у нас есть.

Яков Радченко: Вы упомянули микрорайон на Гороховом поле, он уже сейчас вышел из нуля, то есть, растут вверх эти дома. Идея строительства микрорайона ваша. Вы когда задумали этот проект, этот микрорайон, что было главное для вас, какая мысль?

Сергей Носов: Вы знаете, я не претендую на первенство или приоритет в этой идее, могу сразу сказать, что идея не моя. Далеко не моя, почему? Все знают о недострое: мост через реку Магаданка по улице Ягодная. Уж не для сбора гороха на поле строился этот мост, для удобства транспортировки гороха с поля. На Гороховом Поле закладывался и планировался жилой микрорайон еще давным давно, во времена КПСС, Политбюро и Центрального комитета – и поэтому это план развития города Магадана. Мы просто использовали эту идею, новое – это хорошо забытое старое. Я думаю, по масштабу пока еще мы отстаем от задуманного еще при советской власти. Мы начали строить социальные объекты там, которые очень нужны и городу и региону. Прежде всего, хочу отметить,  конечно, спортивный объект ФОК “Президентский”, это тоже Гороховое поле, он уже построен, кстати хочу отметить, кого-то приободрить, кого-то утешить, в кого-то вселить дополнительную уверенность, и кто-то порадуется – “Президентский” он построен уже фактически. Мы ждем погоды, чтобы закончить благоустройство и там начинаются пусконаладочные работы, комплекс мероприятий, но он пережил, между прочим, и землетрясение, причем очень хорошо пережил, что видно по состоянию здания. Специальные демпферные швы есть, все эти вещи, связанные с особенностями нашего климата, природы, они были учтены проектированием, прошли неоднократно главгосэкспертизу, потому что их, по-моему, штуки три было этих главгосэкспертиз, проверяли различные варианты, различные моменты. Сейчас еще раз пересчитываются ответственные узлы, и я так понимаю, что к концу мая мы вообще фактически выйдем на окончательную приемку работ. Надеюсь, с последующей оплатой. Поэтому еще раз повторяю: Гороховое поле, возрождение легенды началось с “Президентского”. Следующий по важности, я считаю, объект, помимо строительства жилья, у нас в этом году мы планируем фактически закончить  строительство первого дома первой очереди, она будет закончена, в принципе вся первая очередь будет сдаваться полностью вся в 24-м году. Что-то в первом квартале, что-то в третьем квартале будет сдаваться, а я хотел бы выделить такой объект, как Центр реабилитации инвалидов. По уровню оснащения самые современные технологии и оборудование сюда закладывается, и этот вопрос актуален для взрослых, для детей может быть актуален сегодня и как помощь тем, кто был ранен, травмирован в ходе специальной военной операции. Понятно, что второй объект – это на мой взгляд, это центр образовательный. Это для детей с особенностями развития, полностью только первый этаж, площадей в соответствии с нормой, нормативами. Там есть все и будет все.  Площадь, суммарная площадь, помещения больше, чем Моремолл. Но, это то, что требуется и нужно детям по нормативам, это то, что мы обязательно сделаем, потому что наши дети с особенностями развития – особенно с особенностями развития! – должны учиться в лучших условиях как минимум на Дальнем Востоке. Это будет сделано. Понятно, что детский сад и школа, по-моему, на тысячу мест, или на тысячу двести будет строиться, дизайн – мы смотрели школы, приняли его, все самое современное. Мы говорим сегодня, что Ольская школа лучшая, я думаю, эта может быть не хуже как минимум, если не сказать больше, и понятно, что вторая очередь уже арендного жилья, это касается и наших специалистов, которые сегодня вынуждены арендовать жилье непосредственно в Магадане. Это относится и к специалистам, которые могут приехать сюда, выбрав место работы и проживания Магадан и Магаданскую область. Это интересно, в том числе, сегодня, отдельным крупным компаниям, которые тоже заинтересованы в проживании здесь специалистов высокой квалификации, поэтому это еще вторая очередь жилья.

Яков Радченко: Вы упомянули среди объектов строительство нового аэровокзала, но на недавней пресс-конференции вы еще говорили о взлётно-посадочной полосе. Вот о том, что там будет обследование ближайшее время и, возможно, будет ремонт, и мы поняли так, что речь идет, конечно, об этой кочке, которую все чувствуют, когда самолет приземляется. Мы знаем, что место для аэропорта было выбрано в свое время ровное, но там непростой грунт, линзы вечной мерзлоты, где-то воды, вот как это будет выглядеть и не прекратятся ли полеты на время ремонта взлетно-посадочной полосы?

Сергей Носов: Что касается вечной мерзлоты, линз, грунтовых вод и так далее. При правильном и добросовестном, качественном выполнении грамотного проекта никаких проблем быть не должно. Поэтому нет же проблем по всей полосе. Судя по всему, вот в этом месте была допущена ошибка или брак в работе, скажем так. Просадка вызывает беспокойство прежде всего у авиакомпаний, потому что нагрузка на шасси достаточно большая и при ударе, когда он пробегает по взлетно-посадочной полосе, что на взлете, что при посадке. При этом, принято решение абсолютно грамотное опытными специалистами компании, которые эксплуатируют и взлетно-посадочные полосы, и пассажирские терминалы компании “Новапорт”. В прошлом году из-за погоды поздно приняли решение, вышли на решение, не получилось. В этом году с июня, буквально как только позволят погодные условия, прежде всего, температурный режим на грунте, температурный режим уже на поверхности, должны выйти. Отработана уже технология, согласована  со специалистами в Москве, с Росавиацией. Послойно ставят пломбу на эту яму, их там несколько вообще-то, ставят послойно несколько слоев асфальта, как пломба получается. По мнению специалистов на несколько лет хватит. За это время мы должны провести изыскание, определиться с тем, что нужно сделать, и самое главное, с организацией нужно будет принимать решение по взлетно-посадочной полосе, по режиму работы аэропорта в это время, но это через несколько лет.  Еще раз повторяю, потребует серьезной кропотливой такой работы, решение этой проблемы. Возможно, это наиболее дорогой вариант, строительство второй взлетно-посадочной, но это будет создавать дополнительные перспективы и возможности для нашего аэропорта. Это дорого. Поэтому будем искать оптимальное решение, но работы планируется сделать за месяц, примерно, с учетом светового дня и опять же я обращаю внимание, у нас световой день в июне увеличивается, дай бог, меньше осадков. Что позволило бы производить работы. Работы будут производиться в  межполетное время так, чтобы не мешать графику движения самолетов. А у нас там с июня планируется до 10 рейсов в неделю на Москву. Поэтому, не считая других, поэтому интенсивность работы возрастет, но длинный световой день позволяет работать в те периоды, когда Аэропорт закрыт.

Яков Радченко: О дорогах. Один раз мы в наших интервью уже об этом говорили, сейчас зима закончилась, и опять всем стало видно ужасное состояние участка трассы на выезде из Магадана и где-то примерно до Дукчи, а, с другой стороны, от Дукчи и практически до Карамкена можно ехать совершенно спокойно за исключением участка рядом со Стекольным. Есть ли способ вообще сделать вот эти участки когда-нибудь качественно, потому что я вспоминаю известную мысль, социологическую, что 10 процентов людей при любой зарплате нормально работать не будут, 10 процентов людей будут при любой зарплате работать хорошо, а 80 процентов – в зависимости от зарплаты. Тут как раз я так прикинул вот эти участки, которые постоянно вызывают нарекания, как раз где-то примерно 10 процентов по протяженности. Решится ли это, вопрос?

Сергей Носов: Я с вами согласен в том, что ситуация, в которой мы оказались, была заложена, когда-то заложена людьми. Я надеюсь, вы меня поймете, рецепт, решение этой проблемы заключается в следующем, в моей жизненной практике был такой случай, было в Нижнем Тагиле, когда волнами идет не только асфальт – идут рельсы. Смотришь – они идут волнами. Вверх и горка, такая синусоида.  Объясняется особенностями грунта, вот такой вот особенный грунт только в этом месте почему-то происходят непонятные явления. Но в наше время на земле непонятных явлений, особенно на глубине метров до 10, не должно быть. Сделали и решили проблему, я потом ее просто не видел и не слышал о ней – и до сих пор не слышу. А так – каждый год одно и то же, чтоб не делали – меняли пути, рельсы, они могут гнуться, металл пластичный, так или иначе. Первое: выгребли все, а там размоченный грунт, нашли утечку, а бежала труба, которая и превратила основу под дорогой и под трамвайными путями в кашу, поэтому чего бы не делали, какие бы заплатки не ставили сверху, каждый год будет повторяться одно и то же, пока не выгребли метров на 10 в глубину, не забили скалой, не создали нормальную основу, не утрамбовали, не уплотнили, не расклинцевали. Асфальт самый, конечно, дорогой продукт.  В стоимости дороги самое дорогое, доходное – это асфальт класть. Дорожники любят это делать с большим удовольствием. Меньше всего стоит подоснова, но она все определяет, так вот, на трассе до Палатки от Сокола безобразно было сделано когда-то подоснова. Вы говорите про линзы или говорите, что говорят про линзы. В них нет ничего страшного, их надо просто брать и выгребать, так или иначе они тают и превращаются в кашу. То же самое, что бежит труба водонапорная или канализационная, или тепловая труба закопанная в землю, происходит одно и тоже. Поэтому когда-то было очень плохо  сделано основание дороги, и теперь как бы мы асфальт не укладывали, каким бы метровым слоем, я сам видел первый раз жизни, мне говорили, это черный щебень, вы что – асфальт в таком количестве укладывать вместо того, чтобы взять выгрести и поменять основу! Выгрести все, расклинцевать и сверху положить асфальт, тогда будет все работать. Но у нас большие специалисты, особенно работающие на подрядах, и заказчиком здесь выступал Росавтодор, но результат мы видим сами. У меня есть, конечно, мечта, мы ее реализуем: по этой федеральной трассе прокатить руководство дорожной отрасли. У нас дорога на Палатку на гарантии находится от подрядчика и от заказчика в том числе – как они будут выкручиваться, я не знаю, наверное, опять латать, опять бухать асфальт в эти ямы и дыры. Но это деньги на ветер. Я надеюсь, это все понимают и подходить к этим вопросом пора уже по-серьезному. Еще раз повторяю, сделать подоснову хорошую стоит дешевле, чем каждый год менять асфальт.

Яков Радченко: Эта работа будет проведена?

Сергей Носов: Если кто-то из руководителя реально по ней проедет, я думаю будет. Чем выше уровень руководителя, тем быстрее это будет сделано. Я надеюсь, что сейчас работники Росавтодора меня слышат.

Яков Радченко: И вот вопрос о детском отдыхе. Сейчас как раз у нас лето, впереди, в позапрошлом году вы поставили цель такую, что в течение обучения в школе дети Магаданской области должны хотя бы один раз съездить куда-то на юг за счет бюджета. Получается выполнение этой задачи?

По математике вроде получается, по арифметике даже. Почему? У нас где-то около 18 тысяч учащихся, не все, кстати, по возрасту еще ездят, кого-то родители не отпускают. Но, если у нас выезжает за пределы региона летом примерно 1800, под 2000 человек детей, то можно легко посчитать за 10 лет по разу может каждый съездить, в среднем. Как происходит на самом деле мне руководство Министерства образования докладывает. На каждого ученика, маленького, юного жителя Магаданской области, заведен некий паспорт, где, в том числе, делаются отметки, учитываются, куда ездил, съездил или нет, где и как отдохнул, оздоровился. Осталось только с одной стороны доверять предоставляемой информации, а  если это не так, то готовы услышать, и, если необходимо, принять меры уже по каждому конкретному случаю. Мы отметили в этом году, что есть предпочтение, даже желание, допустим, впервые будут отдыхать дети первый раз, пробный вариант, на Байкале. Понятно, что мы смотрим, есть ли возможности на оздоровительные лагеря здесь, на Дальнем Востоке. Уже около 11 тысяч будет отдыхать детей, охвачены отдыхом различным. Но около 9 тысяч, это здесь на Колыме, в городских лагерях. Поэтому задача повышать качество, тем более у нас возможностей появляется все больше и больше.

Яков Радченко: Спасибо большое, Сергей Константинович, за ваше интервью.

Сергей Носов: Спасибо. Всего доброго, до свидания.

 

Энергетики предложили спасти тайгу, поучаствовать может каждый

Энергетики предложили спасти тайгу, поучаствовать может каждый

  Энергетики пригласили жителей Магаданской области в экопроект “Спаси тайгу”. Тем, кому небезразлично сохранение леса, предложили отказаться от бумажной квитанции…
В регионе планируют потратить 200 миллионов рублей на развитие туризма

В регионе планируют потратить 200 миллионов рублей на развитие туризма

  Продолжить работу по реализации стратегии развития туризма в Магаданской области до 2035 года. Такую рекомендацию региональному министерству культуры и…

Подробности обсуждения магаданского законопроекта о безнадзорных животных

  На комитете по социальной политике обсудили законопроект о безнадзорных животных. Его уже несколько раз пытаются довести до заседания Магаданской…
До 30 тысяч штрафа получит хозяин за агрессивное поведение своего питомца

До 30 тысяч штрафа получит хозяин за агрессивное поведение своего питомца

  Более 350-ти колымчан пострадало от нападения собак в 2023 году. Из них 222 человека получили травмы от домашних питомцев.…
WP Radio
WP Radio
OFFLINE LIVE