Национальный план развития конкуренции на ближайшие пять лет утвержден 

 

Правительство страны утвердило Национальный план развития конкуренции на 2026-2030 годы. Повышение экономической эффективности и конкурентоспособности предприятий, пресечение картельных сговоров, обеспечение равного доступа к госзакупкам — эти и другие задачи отражены в «дорожной карте». Подробнее об этом мы поговорили с руководителем УФАС России по Магаданской области Мариной Романенко.

 

Юрий Дорт-Гольц, журналист: Марина Анатольевна, здравствуйте! Прежний пятилетний национальный план развития конкуренции истекает в этом году, однако уже в 2026 году в силу вступает новая дорожная карта, утвержденная Михаилом Мишустиным. Какие задачи в ней отражены?
Марина Романенко, руководитель УФАС России по Магаданской области: Здравствуйте! Начнем с того, что такое конкурентная политика. Это система мер, которую принимает государство с целью эффективного развития экономики в конечном счете для того, чтобы эффективным образом удовлетворить именно потребности граждан. И вот для достижения этих целей еще в 2017 году был принят указ президента 618, который заложил основу для, собственно говоря, развития конкуренции в нашей стране, именно возведя ее в ранг государственной политики. И этот документ как раз установил, что для всех органов власти, от президента Российской Федерации правительства до, собственно говоря, субъектов и органов местного самоуправления, развитие конкуренции является приоритетной задачей. И высшим должностным лицам субъектов, и руководителям органов местного самоуправления как раз было дано поручение содействовать развитию конкуренции на соответствующих территориях, то есть в регионе, либо в органе местного самоуправления. И уже в развитии этого указа Президента в 2021 году был принят национальный план на 2021−2025 годы, который содержал, собственно говоря, определенные цели, задачи. В нем было 49 мероприятий, которые реализовываются 23 федеральными органами исполнительной власти. И в конце уже 2025 года реализация этих мероприятий подходит к своему завершению. Но, собственно говоря, те цели и задачи, которые стояли, они не утратили своей актуальности. То есть сохранение стабильной экономики, сохранение эффективности производства, удовлетворение, сохранение баланса спроса и предложения, сохранение баланса цены и качества товаров, работ и услуг за счет конкуренции хозяйствующих субъектов. Все эти задачи стоят в ежедневной потребности государства. Поэтому, конечно, в продолжении и в развитии этой государственной политики, был принят новый национальный план уже на следующий период, на 1926−1930 год, и своей целью, прежде всего, он определяет — это потребности человека и гражданина нашей страны, но для достижения этих целей определяет ряд задач, собственно говоря, мероприятий, которые должны быть реализованы для того, чтобы к этим целям прийти. И в качестве таких целей упоминаются такие, как повышение эффективности конкуренто-хозяйствующих субъектов, прежде всего развитие среднего и малого предпринимательства, улучшение функционирования товарных рынков, в том числе путем доступа к определенным информационным ресурсам, упорядочение определенных вещей в госзакупках, эффективное управление государственной муниципальной собственностью, ну и ряд других задач, выполнение которых в конечном счете и будет достигать тех целей, тех эффектов, которые предусмотрены в условиях различных внешних факторов и, я бы сказала, глобального развития цифровой трансформации.
Юрий Дорт-Гольц, журналист: В частности, до 1 декабря следующего года Федеральная антимонопольная служба должна заняться внедрением единой информационно-аналитической системы тарифного регулирования в работу региональных органов власти. Чуть подробнее об этой работе, что она из себя представляет?
Марина Романенко, руководитель УФАС России по Магаданской области: Смотрите, если мы говорим в целом про национальный план, про дорожную карту, она предусматривает в себе развитие по ряду отраслей, такие как АПК, АйТи, транспорт, туризм и ряд других. И мероприятия делятся на общесистемные, которые касаются всех отраслей жизни, и мероприятия по развитию антимонопольного контроля. В рамках общесистемного мероприятия предусмотрено внедрение информационной системы, коротко она называется ВГИС-тариф. Предназначено оно для принятия тарифных решений и цифровизации этого процесса в конечном счете для эффективного взаимодействия между органами, в отношении которых устанавливается тариф, и регулятором. Регулятором является как ФАС России, так и органы регулирования на территории субъекта, в нашем случае это Департамент цен и тарифов. Предполагается, что тарифное дело будет вестись в цифровом формате и в дальнейшем проверка вот этого тарифа будет доходить до автоматизма, практически проходить автоматический контроль. Собственно говоря, сейчас мы будем наблюдать только внедрение этой системы, то есть этот процесс будет происходить постепенно, и система будет постоянно развиваться, наполняться до тех пор, пока не охватят собственно говоря все виды тарифных решений, которые применяются ФАС России и органами регулирования на местах.
Юрий Дорт-Гольц, журналист: Запуск государственной информационной системы «Антикартель» это еще одна задача, которая стоит перед вашим ведомством, в чем ее суть?
Марина Романенко, руководитель УФАС России по Магаданской области: Вообще картели — это самые серьезные нарушения антимонопольного законодательства, за которые предусмотрена не только административная ответственность в виде огромных штрафов, но даже уголовная ответственность. И именно картели являются таким очень опасным моментом в том числе для эффективного расходования бюджетных средств, потому что часто картели встречаются именно в сфере госзаказа. Служба с этими нарушениями борется, выявляет, постоянно доказывает, идет в суд, потом привлекает к административной ответственности, направляет дела для привлечения к уголовной ответственности, но работа эта очень трудоемкая, то есть на сегодняшний день она происходит путем направления множества запросов в разные организации, органы, потом сведение этой информации, зачастую это не две таблички в две строчки, а это огромные прямо пласты, портянки прямо такие распечатываем для того, чтобы свести данные. Предполагается, что данная система будет эту информацию аккумулировать и анализировать в автоматическом режиме, и уже как результат давать выгрузку о признаках нарушения антимонопольного законодательства в виде сговора, например, на торгах. Анализироваться будет единая информационная система, то есть там, где сейчас размещается информация о закупках в сфере госзаказа, а также закупках для отдельных видов юридических лиц, а также государственная информационная система — торги, где на сегодняшний день размещается информация обо всех обязательных торгах. И предполагается, что данная система, во-первых, снизит картелизацию закупок в различных сферах, а с другой стороны снизит временные операционные затраты сотрудников Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов для, собственно говоря, установления и доказывания данного нарушения. И, по сути, если мы на сегодняшний день можем только точечно посмотреть какие-то вещи, то данная система будет анализировать 100% закупок, которые проводятся ежедневно.
Юрий Дорт-Гольц, журналист: Я так полагаю, работа действительно объемная предстоит, так как итоговый доклад необходимо предоставить аж в 2029 году.
Марина Романенко, руководитель УФАС России по Магаданской области: Совершенно верно. На сегодняшний день закон о защите конкуренции только дал предпосылки в виде правового поля для внедрения этой системы. И на сегодняшний день она как комплекс уже готова, ну вот надо будет ее внедрять и тестировать, пробовать, как это будет выглядеть в деле.
Юрий Дорт-Гольц, журналист: Новая пятилетка затрагивает IT-сферу и сферу промышленности. Какие изменения в них должны произойти?
Марина Романенко, руководитель УФАС России по Магаданской области: Я приведу примеры лишь некоторых мероприятий. Если мы говорим о промышленности, то здесь затрагивается прежде всего сфера автомобильного транспорта. Например, предполагается равный доступ к информации как дилеров, так и независимых станций технического обслуживания для ремонта и технического обслуживания транспортных средств. Потому что на сегодняшний день мы иногда сталкиваемся с ситуацией, когда завод-производитель уполномочивает только определенные дилерские центры для осуществления соответствующих мероприятий. Кроме того, уже в следующем году у нас планируется введение электронных аукционов на продажу транспортных средств в нашей стране. Что касается IT-сферы, то здесь внимание прежде всего уделено так называемым IT-гигантам. Например, в законе будет сформирована норма, сформулирована и, собственно говоря, предоставит возможность такую. В случае, если у вас какая-то цифровая платформа регулярно нарушает антимонопольное законодательство, то ее будет возможно разделить, либо выделить на различные организации для, собственно говоря, демонополизации данного рынка.
Юрий Дорт-Гольц, журналист: ФАС, Минфин и Казначейство назначили ответственными за изменениями в части госзакупок, а какую работу именно предстоит сделать?
Марина Романенко, руководитель УФАС России по Магаданской области: Здесь несколько направлений можно выделить. Первое. На сегодняшний день правительство очень активно борется с предоставлением недостоверных данных при осуществлении закупочных процедур. Такую ситуацию мы встречаем, когда, например, участники, грубо говоря, обманывают заказчиков о стране происхождения товара. Говорят, что мы поставим российский товар, а на самом деле он произведен в Китае, и заказчик не может проверить данную информацию до момента поставки фактически данного товара. Это вызывает очень большие проблемы при расходовании денежных средств. Особенно, когда у нас поставка происходит в конце финансового года. Заказчики, просто у них вывернуты руки в данной ситуации. И вот на сегодняшний день уже есть законопроект, который пресекает данные ситуации и вводит ответственность для лиц, которые балуются таким образом на госзакупках.
Юрий Дорт-Гольц, журналист: Заранее будет уже информация доступна?
Марина Романенко, руководитель УФАС России по Магаданской области: Если они будут попадаться на такой истории, то есть именно при доставлении недостоверных данных, они будут включаться в отдельный реестр с последствиями соответствующими. Пока не могу сказать, с какими, потому что это еще в рамках законопроекта. Но уже есть пути для решения этой проблемы.
Юрий Дорт-Гольц, журналист: Может, как результат в черный список в конце попадут?
Марина Романенко, руководитель УФАС России по Магаданской области: Все возможно, но пока еще рано об этом судить, мы об этом в следующий раз поговорим. Второй момент, которого мы, например, как контролеры очень ждем, это подача жалоб по 223 закону через единую информационную систему. То есть на сегодняшний день весь пулл жалоб по 44 закону, то есть там, где торгуются бюджетные средства непосредственно, у нас заходит через единую информационную систему. Нет проблем с тем, что жалобы поданы не туда, не так подписаны, не приложены там какие-то документы или еще что-то. То есть контроль происходит автоматически, наша задача как органа контроля, соответственно, эту жалобу рассмотреть, принять решение. На сегодняшний день по 223 закону немножко иная ситуация, и лица подают нам жалобы, приходя ногами в приемную. Вопрос встает, как подписано, кем подписано и так далее. Вопросы возникают. И в соответствии с данным национальным планом, 100% жалоб по 223-му к 2028 году должны быть поданы именно через единую информационную систему. Такой ключевой показатель, один из трех ключевых показателей, который заложен в данном национальном плане.
Юрий Дорт-Гольц, журналист: Мария Анатольевна, до 1 мая следующего года должны быть утверждены региональные дорожные карты по содействию развития конкуренции на 5 лет, началась ли эта уже работа и что в нее выйдет?
Марина Романенко, руководитель УФАС России по Магаданской области: Для принятия дорожной карты непосредственно в регионе необходимо принятие стандарта развития конкуренции, который принимается у нас Министерством экономического развития Российской Федерации, то есть на федеральном уровне, как раз для того, чтобы все субъекты двигались в одном направлении, то есть каждый со своими особенностями понятно, но в одном направлении, чтобы мы могли оценивать в дальнейшем кто, как по этой дороге идет. Поэтому пока на сегодняшний день мы ожидаем принятия данного стандарта, чтобы начать эту работу в регионе.
Юрий Дорт-Гольц, журналист: Спасибо за беседу.
Марина Романенко, руководитель УФАС России по Магаданской области: Вам спасибо.
85 лет "Команда МКС" обеспечивает регион кислородом

85 лет "Команда МКС" обеспечивает регион кислородом

  85-летний юбилей отметила кислородная станция, которая сегодня носит название «Команда МКС». На протяжении многих лет предприятие снабжает учреждения Магаданской…
Николай Терехов подвел итоги своей тридцатилетней службы в Росгвардии

Николай Терехов подвел итоги своей тридцатилетней службы в Росгвардии

  В Магадане прошел брифинг Николая Терехова. Встреча была посвящена завершению службы и выходу на заслуженный отдых начальника управления Росгвардии…
В поселке Ягодное для учеников открыли обновленную школу

В поселке Ягодное для учеников открыли обновленную школу

  В Магаданской области после реконструкции открыли одну из самых современных школ в регионе. Учебное заведение на два года погрузилось…
В Магадане наградили победителей конкурса “Гордость Колымы”

В Магадане наградили победителей конкурса “Гордость Колымы”

  В Магаданской области назвали имена победителей Восьмого конкурса “Гордость Колымы”. Его цель – найти и поддержать людей, которые совершают…