“Неизвестные архитекторы “Дальстроя”. Юргенсон” – книга члена Союза архитекторов России Ирины Лазуткиной вышла в свет. Архивы Магадана, Самары, Москвы и общение с родными Николая Юргенсона, чьими глазами можно увидеть тандем колымской природы и архитектуры. Книга наполнена уникальными фотографиями и фактами. О ней Ирина Лазуткина рассказала в интервью.
Валерия Санкович, журналист: Ирина Константиновна, здравствуйте. Прежде всего, хотелось бы вас поздравить с дебютом в писательском мире. Герой вашей первой книги — Николай Николаевич Юргенсон. Чем обусловлен выбор? Почему именно он дал старт вашей работе?
Ирина Лазуткина, член Союза архитекторов России: Эта первая книга носит название «Неизвестные архитекторы Дальстроя. Юргенсон». Почему именно Юргенсон? Вообще-то я планировала о многих архитекторах Дальстроя написать эту книгу. Был собран архивный материал. С 2012 года я начала ходить в Государственный архив Магаданской области. Но, в 2019 году я познакомилась совершенно случайно с родственниками Николая Юргенсона. С его дочерью. Ей в этом году исполнилось 80 лет. С его внучатой племянницей, Бенар Татьяной, и они мне дали очень большой архив свой семейный, где были и фотографии, начиная там с рождения, и генеологию полную, но самое главное — письма Юргенсона, которые он писал в годы разлуки, находясь в Магадане, а жена его была с детьми на материке и до войны, и во время войны, и после войны, в 1949 год, последние письма. Поэтому собрался обширный материал, я решила отдельную книгу по нему сделать. Но, в этой книге не только биографии Юргенсона и не только о нем. Здесь кратко проходит история эпохи города Магадана и Магаданской области, начиная с 1935 года, когда Юргенсон сюда приехал на Дальстрой по договору. Вообще он закончил МВТУ, Московское высшее техническое училище, как инженер-архитектор. И его специализация была в основном промышленные здания, промышленные объекты по всей Магаданской области и даже на Чукотке. В нашем городе по проекту Юргенсона построено несколько знаковых зданий. Первое здание — это по Ленина, 14 на углу Пушкина в 1939 году построено. Второе здание в 1940 году построено с башней, с часами, но в 1940 году он выглядел, этот дом, совсем иначе. Это был повторный проект первого проекта дома по Ленина, 14. Ну, разница была, конечно, в планировке квартиры и первого этажа, и этот дом пятиэтажный по сравнению с первым домом четырехэтажным. В 41-м году перед войной, весной, успели построить здание Главного управления строительства Дальстроя. Мы его знаем, как здание СВЗ. Потом, в 1941 году, по улице тогда Больничной, сейчас улица Гагарина, здание ВНИИ-1. Это было двухэтажное здание, небольшое по площади. В 1953 году по проекту расширения этого здания, того же Юргенсона, настроили третий этаж, корпуса пристроили вдоль улицы и за поворотом. Интересна история этой башни. Юргенсон сам жил в этом доме, в квартире 25, это в угловой вот этой вставочке поворотной два окна, семья его занимала одну комнату с двумя окнами, это была трехкомнатная коммунальная квартира. И вот он ходил на обед домой, с работы, с института, и видел такую картину, что в 1953 году возникла башня в начале улицы Портовой. Дело в том, что в 1953 году, когда образовалась Магаданская область, и пошли денежные вливания в город и в область, началось активное строительство, и первую улицу Портовую построили для партийной номенклатуры. Элитные квартиры там были, красивые дома. И вот башня на пересечении улицы Ленина, тогда Колымское шоссе, и улицы Портовой, она акцентировала как будто бы центральную улицу. Дело в том, что по правилам градостроительства на центральных улицах делали акцент, доминанту строили, как правило, башню или повышенное здание с повышенной этажностью. И вот в 1953 году появилась эта башня. Юргенсон видит, что, оказывается, акцент переместился на жилую улицу, А улица Сталина, улица Карла Маркса сейчас — это была центральная улица, так же, как и улица Ленина, Колымское шоссе в прошлом. Поэтому в 54-м году приняли решение и построили вот эту башню — доминанту на пересечении центральных двух улиц. В начале 60-х годов появились часы на этой башне, и оштукатурили это здание тоже в 60-х годах.
Валерия Санкович, журналист: Ирина Константиновна, Раппопорт, Симов, Лепковский, само собой, Юргенсон — какой взгляд на архитектуру вам наиболее близок?
Ирина Лазуткина, член Союза архитекторов России: Ну скажем так, что архитекторы очень любят стиль конструктивизм. На самом деле, это стиль, который зародился, авангардный стиль, именно в Советском Союзе. И, в общем-то, его полюбили не только советские архитекторы, но и зарубежные. Очень многие знаковые архитекторы подражали этому стилю и до сих пор считается это самый лучший авангардный стиль. А Юргенсон как раз учился в этих годах, у него были учителя-конструктивисты, и мы видим по архитектуре его зданий, сдержанные здания, без всякой лепнины. Такой стиль интеллигентный, скажем так, в общем-то ближе похож на конструктивизм, но ему характеристику дали как постконструктивизм, то есть уже не конструктивизм, но еще не неоклассицизм, в стиле котором Лепковский проектировал вот улицу Портовую, например, с применением классических ордеров. Поэтому мне ближе Юргенсон. Я вообще его полюбила, когда очень узнала его хорошо и как человека, и как архитектора.
Валерия Санкович, журналист: А кому из тех, кто формировал внешний облик Магадана будет посвящена вашей следующей работе?
Ирина Лазуткина, член Союза архитекторов России: Следующая работа, я планирую, будет посвящена генпланам, первым генпланам Магадана и архитекторам, которые принимали участие в планировке и застройке города, центра города. Это Миронов Георгий Михайлович. Кстати, я с его сыном тоже познакомилась в Москве, и он, оказывается, родственник Юргенсона. Он муж сестры Николая Николаевича Софьи, и они вместе приехали в 1935 году и взяли с собой пятилетнего Юру, сына. И вот с этим Юрой я тоже встретилась. Ему 90 лет было, когда мы встретились в 20-м году. Но, к сожалению, на следующий год он умер. Но, тем не менее, он мне успел передать тоже письма. Поэтому о Миронове тоже войдет в эту книгу материал. Об Улитиной, Людмиле Улитиной, Симов, Липковске, Козлов. Тут зависит от объёма книги, сколько поместится. Может быть, у меня будут две книги следующие, а может быть, в одну помещу. Дело в том, что я не нашла спонсоров, и мне пришлось сократить материал этой книги для того, чтобы удешевить её. Эту обложку сделала моя сестра, архитектор Марина Инкевич. Корректировку делал Шелухин Александр, председатель Союза архитекторов Магаданского. Поэтому мы своими силами сделали и верстку, и макет, и просто напрямую отнесли в типографию. Поэтому посмотрим, какой объём я могу издать, но у меня очень много материала.
Валерия Санкович, журналист: Я уже в ожидании, очень не терпится увидеть вашу следующую книгу. Спасибо большое за беседу.
Ирина Лазуткина, член Союза архитекторов России: Пожалуйста. А я желаю магаданцам изучать историю Магадана. И с интересом читать.