Ткачи, флористы, садоводы — полезным профессиям обучают в МОЦО№1

 

Местные предприниматели заинтересовались воспитанниками Магаданского областного центра образования номер один. Цветочные магазины столицы Колымы выразили желание трудоустроить молодежь с ограниченными возможностями здоровья, которая освоит навыки флористики. Об этом в интервью нашему телеканалу сообщил Александр Симонов, руководитель учреждения. Сейчас центр посещает более трехсот человек с разной этиологией. О том, кем могут стать юные магаданцы с ограниченными возможностями здоровья во взрослой жизни, в нашем интервью.

 

Надежда Луценко, журналист: Здравствуйте, Александр Павлович.
Александр Симонов, директор ГКОУ «МОЦО №1»: Здравствуйте.
Надежда Луценко, журналист: Вы являетесь руководителем Магаданского областного центра образования №1, занимаетесь воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья, как вы считаете, вот сегодня, насколько изменилась психология в обществе по отношению к людям с особенностями здоровья?
Александр Симонов, директор ГКОУ «МОЦО №1»: Вы знаете, наверное, стал он меняться лет 15 назад. Первоначально, когда было введено такое понятие именно в Российской Федерации, как инклюзивное образование. О нём до этого говорили, но заниматься стали именно лет 15 назад. Инклюзивное образование повлияло на то, что необходимо было создать доступную среду в каждом образовательном учреждении. Потом уже переходили в культуру. И каждый объект социально значимый должен быть доступен. Когда стали говорить о том, что все люди равны, а это говорит нам как раз и Конституция Российской Федерации, об этом говорит сегодня и концепция развития образования, об этом говорит закон об образовании. То есть, сегодня нормативная база вообще всей, как говорится, Российской нашей Федерации настроена на то, что каждый человек имеет право на жизнь. Как мы говорим, что это уже как только ребенок зачинается, он имеет право на жизнь. То есть, он уже конституционно обеспечен своими правами. И когда люди друг друга ранее не воспринимали, если брать со Спарты, когда выбрасывали таких людей со скалы, такое-то было. Потом появлялись уже при царях Ивана Грозного, при Екатерине II такие заведения, как пансионаты для убогих называли их, нищих называли. Потом стали создаваться такие приюты, где стали именно помогать таким людям. Ну, а же в наше светское время, конечно, мы стали говорить о том, что их не только нужно за ними ухаживать, присматривать, помогать, их еще и нужно обучать и трудоустраивать. Естественно, таких людей стали сегодня привлекать в образовательные учреждения, они стали появляться, и в целом их права сегодня сохранены. Сегодня обязаны обучить, независимо от нозологических заболеваний человека, он должен получить образование, свидетельство. Если он имеется с сохранным интеллектом, то он должен получить аттестат. Сегодня есть квотированные места и в высших учебных заведениях, и в средне профессиональном образовании именно на обучение, такие люди потом трудоустраиваются по своим возможностям. Тот, кто не может трудоустраиваться, они привыкают к самостоятельной жизни. Родители таких детей покупают дома, разводят сельское хозяйство. И человек всегда находит для себя занятия именно в том месте, где он находится. То есть, если это, например, город Магадан, он все равно найдет здесь, где можно выучиться, где можно сегодня быть полноценным гражданином и может также получить среднее профессиональное образование, высшее образование и также трудоустроится по своим навыкам, которые он имеет, физические, интеллектуальные. То есть сегодня каждый признан, что он имеет права на все, они равны между собой. Поэтому сегодня общество, благодаря программам «Доступная среда», «Дети-инвалиды», сегодня, конечно же, это повлияло на то, что люди стали к таким людям относиться нормально.
Надежда Луценко, журналист: Если говорить о вашем учреждении, сколько сейчас детей здесь занимается?
Александр Симонов, директор ГКОУ «МОЦО №1»: История наша очень интересная. Мы вообще находимся сегодня… Ну, если брать, наверное, таких учреждений, как наши… Их называют сейчас комплексами или называют такими, как мультимедийными. Это когда в учреждении находится непрерывное образование, то есть начинается с ранней помощи, детский сад, школа и потом или профессиональное обучение, или это СПО, но у нас здесь это учебное, все на одной территории или в разных зданиях, но сопутствующих. Вот такое заведение у нас начало создаваться в 1995 году. В 2016 году были созданы учебно-производственные мастерские для граждан старше 18 лет, имеющих инвалидность и другие расстройства психического, какие-либо нарушения нозологические. Это хорошо, это на самом деле непрерывность, потому что у нас непрерывное дополнительное образование, начиная с детского садика и заканчивая в учебно-производственных мастерских. Это, например, швейное дело, да, мы здесь учим детей, и наше большинство детей идут или в КСИД, то есть колледж сервиса и технологий, да, или идут в учебно-производственные мастерские по своей социализации. Если ребенок после школы готов пойти в среднее профессиональное образование — он идет, не готов — у него есть тогда время в наших учебно-производственных мастерских социализироваться, адаптироваться и при этом получить навыки по дополнительным общеразвивающим программам и потом пойти тогда в профессиональное образование, а дальше уже, конечно, рассматривается трудоустройство. Сегодня, если брать все наше учреждение, это 338 у нас учащихся, в школе 287, но так как у нас город небольшой, мы постарались создать все в единый такой комплекс, где в школу полного дня, есть и внеурочные, и коррекционно-развивающая деятельность и дополнительное образование. Они утром пришли и вечером у нас ушли. У нас до 16:00, а с 16:00 до 18:00 работает сводная группа. Детский стад работает, как и все обычные детские сады, то есть это с 8:00 до 19:00, учебно-производственные мастерские работают с 10:00, потому что дети как раз, взрослые просыпаются да, то есть у них есть время принять санитарно- гигиенические — и до 16:00.
Надежда Луценко, журналист: Когда мы освещали у вас здесь чемпионат «Абилимпикс», преподаватели рассказывали о том, что ребята, вот как раз вы уже затронули эту тему, по мастерским изучают не только обычные курсы, но и такие специальные, как, например, работник зеленого хозяйства. Вот о чем идет речь?
Александр Симонов, директор ГКОУ «МОЦО №1»: Вы знаете, наверное, самая главная задача, моя как руководителя, это создание вообще индивидуальных условий. И  стараемся каждый год, наблюдая за детьми, диагностируя их возможности, создавать различные профили трудового обучения. Вот раньше, например, было штукатурное дело, сапожные были у нас мастерские, швейное дело, столярное, слесарное. Мы постарались из этого сохранить, но вот, к сожалению, сегодня сапожное дело у нас не востребовано. Оно сегодня уходит уже у нас в эпоху. Поэтому, если нет набора, то тогда и обучение смысла как бы не видим. Сегодня вот так проходит швейное дело, постепенно замирая, потому что есть ателье, конечно, да, ну и, конечно, сегодня спрос на дешевые вещи. Это говорим, это мы понимаем с вами. Но есть сегодня и другие профессии, которые востребованы для наших детей с особыми потребностями. Поэтому мы делаем подбор, какая возможность. Введены сегодня, например, такое, как обработка текста. Мы стараемся работать под эту программу во время факультатива по информатике, то есть ребенок учится обрабатывать текст, вставлять фотографии, презентации видео. Швейное дело продолжает жить, слесарное, столярное дело. Одно из таких интересных, это вот начинали мы — рабочий зеленого хозяйства, потом перешли к компетенции ландшафтного дизайна, сегодня мы подошли к очень интересному вообще такому элементу, это флористика, и к этому нас подвел как раз компетенция во время «Абилимпикса», и у этой как раз сегодня компетенции большое и будущее, сегодня нас подхватывают социальные уже партнеры, сегодня нам уже перезвонили многие цветочные магазины, которые бы хотели бы посмотреть и поработать с нашими учащимися, чтобы в дальнейшем взять их на работу. У нас очень интересный такой есть профиль дополнительного профессионального, такой подготовки, как мы говорим, это промывальщик горных пород. Это интересно, это единственная, между прочим, по России эта профессия, где я сегодня работаю, благодаря Юрию Васильевичу Пруссу, когда мы провели «Золотой фарт» среди учащихся наших, я попросил его придумать какой-либо нам такой профиль трудовой. И вот он  говорит, Александр Павлович, возьмите, вот сегодня развивается он, идет хорошо. Сегодня идет хорошо горничное дело. Сегодня мы стали развивать у себя ткачество. Сегодня мы говорим также и о цветоводстве. Большая, как бы, на сегодняшний день работа проделывается по сельскому хозяйству. Нам в этом помогает КЗХ «Эвелина». Сегодня мы там проводим на их базе ипотерапию. Сегодня мы как раз, несколько уже девочек становятся волонтерами у «Эвелины». Ну и в дальнейшем мы надеемся, что сельское хозяйство, как вот, например, уход за животными, это наше будущее. Потому что это на самом деле интересно, это могут наши дети делать, это индивидуальный как раз подход, то есть по их возможностям, да, то есть мы говорим об ограниченных, но вот в том деле, которое сегодня они выбрали заранее, мы их подготовили, дали им эти навыки, они смогут в дальнейшем трудоустроиться или работать дома, или пойти на предпринимателя.
Надежда Луценко, журналист: Спасибо вам большое!
Александр Симонов, директор ГКОУ «МОЦО №1»: Спасибо вам! До встречи!
Юные зрители о фильме "На деревню дедушке"

Юные зрители о фильме "На деревню дедушке"

  Выбрать основной локацией усадьбу «Забродье» — стало одним из лучших решений проекта. Таким мнением поделилась команда, работавшая над картиной…
Удручает, печалит и вызывает вопросы о безопасности проспект Ленина

Удручает, печалит и вызывает вопросы о безопасности проспект Ленина

  Поменять квартиру в сталинке на деньги или на другое жилье возможно придется жителям домов 10 и 12 по проспекту…
"Российское историческое общество" уже почти в Магадане

"Российское историческое общество" уже почти в Магадане

  Отделение «Российского исторического общества» должно появиться в Магаданской области. Инициатива принадлежит сотрудникам СВКНИИ ДВО РАН и сенатору Анатолию Широкову.…
Магаданское землячество поможет защитникам белгородской земли

Магаданское землячество поможет защитникам белгородской земли

  Магаданское землячество открыло сбор средств для защитников белгородской земли. В приграничном регионе находится отделение “Северного притяжения”, в которое входят…