15-го февраля 1989 года завершился вывод советских войск из Афганистана. Почти десять лет длился тот военный конфликт. С 2010 года 15 февраля в России отмечается как День памяти воинов-интернационалистов. В этот день по всей стране проходят траурные и патриотические акции. Мы встретились с одним из ветеранов боевых действий в Афганистане, Сергеем Карабаджаком.
Надежда Луценко, журналист: Здравствуйте, Сергей Николаевич.
Сергей Карабаджак, ветеран боевых действий в Афганистане: Здравствуйте.
Надежда Луценко, журналист: Вы ветеран Афганистана. Расскажите, пожалуйста, как вообще попали на службу? Кем там служили?
Сергей Карабаджак, ветеран боевых действий в Афганистане: Призывался я в городе Бендеры. Там же я учился, там занимался спортом. По призыву. Потом через неделю нас резко подняли. Ночью. Посадили в Уралы, отвезли в Одессу, посадили в самолет. Одесса, только мы знали, Одесса, Грозный, Ташкент. В Ташкенте нам уже сказали, садимся на поезд, едем в Термез. В Термезе, нам говорят, распределили, кто куда, кто в пехоту, кто… Я попал в танковое подразделение, на учебку заряжающую. Это ускоренный курс, три месяца. Ну, в первый же день нам сказали, что пишите домой письма, поедете служить в Афганистан. И кто желает отказаться, можете отказаться.
Надежда Луценко, журналист: То есть выбор был?
Сергей Карабаджак, ветеран боевых действий в Афганистане: Да. Из нашей роты всего один человек отказался. И то он в конце передумал. Всего три месяца усиленной подготовки. Утром встал, побежал, вечером остановился. Учили хорошо, даже отлично. И вот я 10 февраля на самолете пересекаем границу Афганистана в Кабул. В Кабуле покупатель, так называется, солдат покупают в разные подразделения. Я попадаю в танковое подразделение, отдельный батальон. На границе с Салангом. Чиликар — это зеленка. Не будем углубляться. Попал я в отдельный танковый батальон первую роту заряжающим, так быстро рассказать вот с 10-го по 20-22-е, вот первый обстрел я почувствовал уже 22-го.
Надежда Луценко, журналист: 10 дней прошло, и вы уже под обстрелом?
Сергей Карабаджак, ветеран боевых действий в Афганистане: Да, так быстро. Все так уже мы выезжали, мы охраняли дорогу, дорога жизни-то идет от Термеза до Кабула. И там трубопровод же проходил с горюче смазочными материалами. И вот мы охраняли дорогу. Первое мое задание, которое было. И вот с 22 на 23 февраля стоим. Ночью дежурили. Все вылезли из танка. Ждем замену. Там замена танков проходит. Один выезжает, другой заезжает. И тут что-то по танку, тук-тук-тук, семечки такие как будто. Командир танка кричит в машину, а как раз колонна ехала наша. Попадает она под обстрел, я как заряжающий, заражаю, а все же молодой. Было очень интересно посмотреть, откуда стреляют, кто такие духи. Молодой, ничего не знаешь. Один, боевую укладку выстрелили, машина подъезжает сзади, заряжаем мы вторую боевую укладку, заряжаем, все в дыму там. Ну, все равно хочется интересно, получил прикладом по голове, чтобы я слишком не засматривался. Потом мне командир танка говорит, ты что там выглядывал? Я говорю, да я хочу духа посмотреть. Он говорит, хорошо, что он тебя не увидел. Когда закончился, когда закончился бой, машины погоревшие, чтобы сказать страх был, да нет, больше любопытство.
Надежда Луценко, журналист: Вот сколько времени вы там служили? Это было просто два года армии или дальше? Потому что я смотрю на ваши медали на груди, мне кажется, это больше.
Сергей Карабаджак, ветеран боевых действий в Афганистане: Больше с 10-го октября, три месяца в Советском Союзе, а остальное в Афганистане. Два года и четыре с половиной месяца.
Надежда Луценко, журналист: Чем занимались уже после в мирное время?
Сергей Карабаджак, ветеран боевых действий в Афганистане: Пошел учиться, отучился на железной дороге. Я рефержаторщик подвижных составов. Отучился, потом здесь разгром. Ну, заодно еще и лечился после Афганистана. Мне надо было подлечиться, у меня головные боли были. Вот в Харьков приезжал, вот подлечили.
Надежда Луценко, журналист: Как попали к нам на Колыму?
Сергей Карабаджак, ветеран боевых действий в Афганистане: На Колыму приехала сестра у нас, я сам с Молдавии, работы не было, все уезжали, не зная куда.
Надежда Луценко, журналист: Это 90-е годы, да?
Сергей Карабаджак, ветеран боевых действий в Афганистане: Да-да, 95-й год. У сестры был день рождения, я позвонил, поздравил. У нас большая семья, нас восемь в семье, я самый младший. И вот мы как-то в кругу семьи, поздравил. Она говорит, чем занимаешься? Я говорю, да ничем не занимаюсь, так, предприниматель мелкий. Она говорит, да приезжай-ка к нам сюда, здесь вроде бы работа есть. Я в шутку говорю, да, приеду. Потом старшая сестра говорит, да езжай, что ты здесь маяшься. И вот я с женой приехал сюда, и до сих пор. На «Магадан Нефто» устраивался на работу, и там тоже сокращение, некуда было, это сентябрь месяц, некуда было идти. Я пришел в милицию. Меня с удовольствием взяли, и вот до этих пор служил.
Надежда Луценко, журналист: В регионе есть “Боевое братство”, в котором вы состоите. Расскажите немного о нем, что вас объединяет, и там только ветераны Афганистана или других локальных войн?
Сергей Карабаджак, ветеран боевых действий в Афганистане: “Боевое братство” позже стало, я в нем состою с 96-го года. Раньше был клуб афганцев, но были только афганцы. А потом, как объединили “Боевое братство”, там и чеченцы, и кто там служил за границей. И сейчас даже с СВО, наши же парни, которые в СВО. Ну, чем мы занимаемся? Мы занимаемся волонтерством, помогаем именно СВО. Чем можем, чем помогаем. Гуманитарка.
Надежда Луценко, журналист: Если говорить о приоритетах и целях, которые должны сейчас перед собой ставить молодое поколение?
Сергей Карабаджак, ветеран боевых действий в Афганистане: Вот в моей молодости плакаты были везде «Ум, честь, совесть». А сейчас «Бери от жизни всё». Я не знаю, наверное, государство должно об этом думать. Надо более патриотически подходить. Историю больше преподавать в школе. НВП надо обратно вводить. Потому что я пришел в армию, я уже мог и стрелять, и кидать гранату. Это все уже было у нас в училище, я проходил в училище, на строителя учился, но это все уже и 10-й класс, 9-й, 10-й. Они 10 классов закончили уже, кто в школе оставался, они уже с правами выходили с категорией С, грузовых. Они уже были готовы, тоже НВП было. Надо вот это больше вводить.
Надежда Луценко, журналист: Вы говорили про патриотическое воспитание сейчас, а что для вас означает патриотизм?
Сергей Карабаджак, ветеран боевых действий в Афганистане: Я бы сказал патриотизм. Это вот где живешь, сначала где родился, потом где живешь, на каком языке разговариваешь. Дышишь, запах этой Родины, за которую не жалко дать жизнь.
Надежда Луценко, журналист: Спасибо вам большое за беседу и с праздником.
Сергей Карабаджак, ветеран боевых действий в Афганистане: Спасибо большое. До свидания.