В качестве взятки — полет на вертолете. Резонансное уголовное дело о коррупции расследуют сейчас сотрудники Следственного комитета России. Бывший руководитель регионального управления Росавиации, как считает следствие, использовал избитую схему: выписывал подчиненным премии, часть которых забирал себе. В преддверии Международного дня борьбы с коррупцией — интервью руководителя второго отдела по расследованию особо важных дел (о киберпреступлениях и преступлениях в сфере высоких технологий) СУ СК России по Магаданской области Александра Алимова.
Ирина Барбачева, журналист: Александр Николевич, здравствуйте.
Александр Алимов, руководитель второго отдела по расследованию особо важных дел (о киберпреступлениях и преступлениях в сфере высоких технологий) СУ СК России по Магаданской области: Добрый день.
Ирина Барбачева, журналист: Международный день борьбы с коррупцией отмечается 9 декабря. В связи с этим, хочется узнать, сколько дел коррупционной направленности было в этом году?
Александр Алимов, руководитель второго отдела по расследованию особо важных дел (о киберпреступлениях и преступлениях в сфере высоких технологий) СУ СК России по Магаданской области: В отделе по расследованию особо важных дел, в отделе, который мной возглавляется, возбуждено около 60 уголовных дел. Порядка 60 уголовных дел данной направленности окончено путем направления в суд 15 уголовных дел данной категории. Это половина всех уголовных дел, оконченных в отделе за 11 месяцев этого года.
Ирина Барбачева, журналист: Что это за преступления? Ведь коррупционная направленность — это не только когда один дает деньги, другой просит.
Александр Алимов, руководитель второго отдела по расследованию особо важных дел (о киберпреступлениях и преступлениях в сфере высоких технологий) СУ СК России по Магаданской области: Разного рода преступления, но все-таки большую их часть в этом году составляли, скажем так, если берем массив уголовных дел по покушениям на дачи взяток должностным лицам Гостехнадзора и высших учебных заведений, как гражданами Российской Федерации, так и иностранными гражданами, мигрантами трудовыми, которые за взятку хотели получить документы, удостоверяющие право управления тяжелой техникой, так называемые права тракториста-машиниста. Через посредника передавали различные денежные средства. Посредник у нас здесь местный, магаданский, городской, который в последующем передавал деньги, также полагая, что это сотрудник Гостехнадзора, но вместе с тем, скажем так, на том конце провода находился мошенник, который изготавливал поддельные документы и также через посредника передавал данным гражданам, либо дипломы о высшем образовании. Все эти граждане привлечены к уголовной ответственности по покушению дачи взятки в различных размерах в зависимости от той суммы, которая была передана. Кроме того, был ряд уголовных дел расследован более резонансных преступлений, также они связаны с дачей взятки. В этом году прямо год богатый на именно дачу взяток должностным лицам. Так было расследовано уголовное дело в отделе о даче взятки двумя жителями Магаданской области, которые занимались золотодобычей в Магаданской области и дали взятку сотруднику госбезопасности, который должен был контролировать их деятельность и в том числе выявлять различного рода правонарушения с их стороны, они попытались дать взятку сотруднику госбезопасности, но вместе с тем сотрудник своевременно сообщил об этом в установленном законном порядке и уже действовал в рамках оперативно-розыскной деятельности, выявляя и документируя их преступления. Также было завершено расследование уголовного дела о даче взятки двумя предпринимателями, которые дали взятку также сотруднику госбезопасности, сумма составила миллион рублей. Сотрудник госбезопасности действовал также, как и в первом случае, в рамках оперативно-розыскных мероприятий и задокументировал их деятельность. Собственно, по даче взятки они хотели избежать уголовной ответственности за другое преступление, по которому один из этих предпринимателей уже привлекался на тот момент у нас здесь в следственном управлении, городским нашим отделом.
Ирина Барбачева, журналист: Можно чуть-чуть вернемся назад? Очень интересно, меня почему-то зацепили поддельные дипломы о высшем образовании. Можно подробнее? У нас вроде как один ВУЗ.
Александр Алимов, руководитель второго отдела по расследованию особо важных дел (о киберпреступлениях и преступлениях в сфере высоких технологий) СУ СК России по Магаданской области: Да, действительно один ВУЗ, но зачастую для продвижения по службе, по карьерной лестнице, необходимо высшее образование для того, чтобы в том же предприятии, в той же структуре, в том же юридическом лице занять более, скажем так, оплачиваемую должность, по которой штатным расписанием предусмотрено именно наличие высшего образования по конкретной специальности, которого у человека, который, может быть, проработал в этом предприятии долгое время и желает карьерного роста, у него образования именно по этой специальности нет. Получать образование мы все понимаем, что не быстрый процесс, да, и эти люди шли на то, что находили объявление о том, что есть возможность получить образование в ускоренном порядке, без сдачи экзаменов, без сдачи каких-либо аттестаций, комиссий и так далее, без обучения, за денежную сумму. Суммы составляли различные, от 50 до 250 тысяч рублей за диплом о высшем образовании. Как правило, выдавался диплом, изготавливался не местного ВУЗа, а сторонних ВУЗов, скажем так, из других регионов. И человек, получая этот диплом, планировал повышение по должности, но так сложилось, что был привлечен к уголовной ответственности за данное деяние. Естественно, диплом изъят, и ни о каком повышении речи там не идет.
Ирина Барбачева, журналист: Сейчас в Магаданском городском суде рассматривают дело в отношении Радюка. Давайте подробнее о его схеме, как он работал, как он преступил закон?
Александр Алимов, руководитель второго отдела по расследованию особо важных дел (о киберпреступлениях и преступлениях в сфере высоких технологий) СУ СК России по Магаданской области: Дело находится еще в производстве, мы действительно в Магаданском городском суде рассматривали вопрос о его мере пресечения по страже. Радюк, даже бы, это бывший руководитель управления Росавиации Северо-Восточного, которое межрегиональное, оно действует на территории Магаданской области и Чукотского автономного округа. В принципе, данное должностное лицо пошло, скажем так, по накатанной схеме, которую ранее применял не один коррупционер в Магаданской области, и не одно уголовное дело было по аналогичным преступлениям по должностным лицам направлено в Магаданскую область в магаданские суды. Схема была проста, как я уже сказал, он, являясь руководителем, выписывал премии, повышенные сотрудникам, и от ряда из этих сотрудников под различными надуманными предлогами о необходимости трат на нужды управления, на все что угодно, ремонт электрощитового оборудования, ремонт сантехники, замена лампочек, скидываемся женщинам на 8 марта, сдавай по 200 тысяч, ну то есть подарки должны были быть хорошие у женщин на 8 марта. Но деньги шли ему в карман и ни о каких нуждах управления речи не шло. Это был один из установленных фактов совершенного деяния. Также мы ему вменяем хищение денежных средств, вверенных ему на командировочные расходы, поскольку управление межрегиональное, то есть Чукотка и Магаданская область, как он, так и подчиненные сотрудники многократно в течение года выезжают в командировки в Чукотский автономный округ и им авансируются денежные средства, часть из которых Радюк и похищал, потом в дальнейшем предоставляя поддельные документы о стоимости проживания в командировке. Тоже схема уже, скажем так, не нова, и ни одно уголовное дело было завершено расследованием при аналогичных обстоятельствах. Кроме того, один из эпизодов преступной деятельности, вменяемый данному должностному лицу, это получение взятки, причем оно такое необычное, интересное, мы привыкли, что взятка — это обычное имущество, это денежные средства, это что-то, что можно, скажем так, потрогать руками и чему дать такую конкретную с первого взгляда оценку. И здесь же взятка прогулочным полетом на вертолете одной из авиакомпаний в Магаданской области, которая хотела заполучить, скажем так, расположение этого должностного лица, поскольку это является поднадзорным органом, обращается в Росавиацию для получения сертификата эксплуатанта, для его изменения в связи с освоением других воздушных судов. Были различные припоны со стороны нашего должностного лица к этой организации, решили как-то задобрить, чем смогли, предложили прогулочный полет на вертолете за счет средств организации, на что согласился наш обвиняемый, пригласил с собой еще покататься там ряд приближенных своих сотрудников, ну собственно полетали налетали на 315 тысяч рублей мы это расцениваем и квалифицируем как получение взятки.
Ирина Барбачева, журналист: Всегда интересно в таких преступлениях портрет нарушителя, злоумышленника, вот что в этой ситуации вы можете сказать, это может быть с не с одним высшим образованием человек, прекрасный семьянин?
Александр Алимов, руководитель второго отдела по расследованию особо важных дел (о киберпреступлениях и преступлениях в сфере высоких технологий) СУ СК России по Магаданской области: . Что касаемо образования, естественно, есть, тоже интересная такая личность, человек — бывший пилот, был вторым пилотом самолета Ту-154, который осуществлял авиарейсы, в том числе, из Магадана в Москву, по другим направлениям. То есть управлял большим воздушным судном. Несмотря на это, уже в последующем, в определенном возрасте заняв столь высокую должность, которая назначается министром транспорта Российской Федерации, решил почему-то похищать денежные средства. По этому уголовному делу, все кроме этой взятки, полета на вертолёте, обвиняемый вину признал, как говорит, раскаялся, планирует возместить причинённый ущерб.
Ирина Барбачева, журналист: Я, если честно, потеряла контроль над одним делом, которое было тоже у вас, в отношении сотрудника ГИБДД, который покровительствовал передвижению большегрузных машин. А дальше что с этим делом?
Александр Алимов, руководитель второго отдела по расследованию особо важных дел (о киберпреступлениях и преступлениях в сфере высоких технологий) СУ СК России по Магаданской области: Оно нами расследовано, направлено в суд, он осужден, получил наказание, признан виновным, получил наказание в виде реального лишения свободы сроком на шесть лет с отбыванием наказания в исправительной колонии нестрогого режима. Такой колонии у нас на территории Магаданской власти нет, отбывает наказание в Приморском крае. Касаемо уголовного дела, которое из него было выделено по незаконной организации грузоперевозок, одним из грузоперевозчиков, транспортных предприятий нашего региона. Это уголовное дело также направлено в суд, и в настоящее время не готов сказать его судьбу, рассматривается, насколько мне известно.
Ирина Барбачева, журналист: Если о статистике говорить, о том, сколько было уголовных дел, а их было, вы уже сказали, немало, мы вот столько лет боремся с коррупцией, есть ли какой-то эффект?
Александр Алимов, руководитель второго отдела по расследованию особо важных дел (о киберпреступлениях и преступлениях в сфере высоких технологий) СУ СК России по Магаданской области: Действительно, мы можем однозначно констатировать, что фактов получения взяток на территории Магаданской области в этом году, помимо взятки полетом на вертолете, иных фактов не выявлялось, не регистрировалось и не расследовалось. Да, мы действительно говорим о большом количестве возбужденных уголовных дел по фактам дачи взяток, но можно сказать, что именно получение взяток должностными лицами их стало меньше. То есть, значит, система работает, значит, те меры, которые предпринимаются, имеют значимый эффект.
Ирина Барбачева, журналист: Есть какая-то характерная особенность расследования коррупционных преступлений? Сейчас же ведь очень легко можно отследить передвижение денег по счету, поступления.
Александр Алимов, руководитель второго отдела по расследованию особо важных дел (о киберпреступлениях и преступлениях в сфере высоких технологий) СУ СК России по Магаданской области: Мы действительно, ну, последнее время действительно с развитием цифровых технологий очень продвинулись в этом направлении. Действительно, можно отследить движение денежных средств по счетам фигурантов, даже когда используются различные кошельки, другие сервисы для перевода денежных средств. Все это фиксируется. В принципе, организации, которые предоставляют такого рода услуги со следственными органами, сотрудничают. Не всегда это происходит быстро, это обусловлено нашим нахождением в Магаданской области. Не всегда можно получить какие-то сведения по электронной почте, зачастую это бумажный носитель, то есть это занимает какое-то время. Но в целом действительно расследование коррупционных преступлений стало не то что проще, но возможностей для сбора доказательственной базы стало действительно больше. И в этой связи коррупционеры придумывают все новые какие-то схемы, каким образом сделать так, чтобы не быть, скажем так, застегнутым врасплох и не быть привлеченным к уголовной ответственности.
Ирина Барбачева, журналист: Как чаще всего в таких преступлениях становится известно о фактах? Кто обращается?
Александр Алимов, руководитель второго отдела по расследованию особо важных дел (о киберпреступлениях и преступлениях в сфере высоких технологий) СУ СК России по Магаданской области: Ну, как правило, все-таки….
Ирина Барбачева, журналист: Или не обращается, или это оперативная работа?
Александр Алимов, руководитель второго отдела по расследованию особо важных дел (о киберпреступлениях и преступлениях в сфере высоких технологий) СУ СК России по Магаданской области: Все-таки да. Хотел об этом сказать, что, как правило, толчком или, скажем так, первоначальным источником информации, материалом для возбуждения таких уголовных дел, это все-таки результаты оперативно-розыскной деятельности, которая проводится либо сотрудниками управления ФСБ России по Магаданской области, в нашем случае МВД России по Магаданской области, иными оперативными подразделениями, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность на территории Магаданской области. И, как правило, эти мероприятия носят негласный характер, то есть имеют соответствующий гриф. И лишь в последующем, после их рассекречивания, предоставления в орган следствия, уже возбуждается уголовное дело. Зачастую человека фиксируют, коррупционера фиксируют, даже когда он об этом не знает. Его фиксируют на аудио, фиксируют на видео, прослушивают его телефонные приговоры, отслеживают сведения о движении по его счетам. Если это наличное вручение денежных средств, денежные средства помечаются специальными препаратами, растворами, порошками, что в последующем позволяет идентифицировать следы денежных средств на одежде, руках злоумышленника. Денежные средства, номера их, которые переводятся, копируются, переписываются, сносят следующие акты. То есть человек до самого финала, до итоговой реализации материала, коррупционер и не знает, что в отношении него проводятся мероприятия, что он, скажем так, обывательским словом, под колпаком, и уже потом для него это становится новостью, когда он ознакомится с материалами уголовного дела, и видит, что он разговаривал, что он говорил. Это еще один, кстати, такой вот интересный момент, ведь зачастую, когда человека берут на взятке, либо при ином незаконном получении денежных средств, хищении бюджетных денежных средств, зачастую человек сразу все отрицает. Говорит, что угодно, долг, не я, меня подставили. Что характерно в этих преступлениях, при качественном материале, собранном именно оперативными органами, у нас практически все вину признали по нашим уголовным делам в итоге, хотя на первоначальном этапе все вину практически отрицали. Просто, когда человек уже смотрит, читает, что все его разговоры были отфиксированы, все его действия были отфиксированы на аудио, на видео, и трактовать его слова, действия и выражения иным образом, кроме того, как трактует этот орган предварительного следствия, невозможно. Уже как-то, скажем так, как опять же у нас говорят, под тяжестью доказательств человек соглашается, признает вину, дает правдивые показания, дабы как-то облегчить свою участь в суде.
Ирина Барбачева, журналист: Спасибо большое за интервью, как всегда было интересно.
Александр Алимов, руководитель второго отдела по расследованию особо важных дел (о киберпреступлениях и преступлениях в сфере высоких технологий) СУ СК России по Магаданской области: Спасибо.