Общественники, историки, юристы и краеведы выяснят, сколько виновных и невиновных сидели в колымских лагерях. Рабочая группа Общественной палаты Магаданской области провела первое заседание, в поисках правды взялись за масштабное исследование, итогом которого станет официальная справка о количестве и составе заключённых во времена Дальстроя.
Они собрались, чтобы начать исследование. На сенсации не рассчитывают, данные о заключённых Дальстроя давно известны, цель – верифицировать их с исторической правдой.
Яков Радченко, председатель Общественной палаты Магаданской области: Далеко не все здесь были невиновные, опровергнуть мифы, которые существуют, внедряются в массовое сознание по поводу того, что Колыма – Родина нашего страха.
В составе рабочей группы ведущие историки региона, на научные труды Широкова, Навасардова, Лебединцева опираются не только в России.
Александр Лебединцев, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник СВКНИИ ДВО РАН: На слуху Магадан, Колыма, множество заключённых, но на 56 год 808 тысяч по стране заключённых, а в Дальстрое 23,9 тысячи, это 3%.
Состав заключённых, отбывающих срок на Колыме менялся: до 37 года большинство – уголовники, после, так называемые «политические».
Александр Навасардов, кандидат исторических наук, главный научный сотрудник Магаданского областного краеведческого музея: Надо опубликовать постатейный состав по годам, а также половой, возрастной состав заключённых. Это возможно? Это возможно.
Предстоит масштабная работа в архивах, для уточнения количества осуждённых, прибывших на Колыму с 1931 – по конец 1956 года, этот период выбрали для исследования, собираются обратиться к фондам морского пароходства.
Александр Чашин, член Общественной палаты Магаданской области, председатель коллегии адвокатов «Дальневосточная»: Не знаю, как выглядят архивы, никогда там не был, там дела же реальные сохранились, посмотреть, сделать выборку, определить процент фальсифицированных дел и экстраполировать на всю совокупность, распространить.
Автоматизированная система МВД поможет рабочей группе пофамильно выявить осуждённых по 58-ой и смежным статьям. Со всеми делами познакомиться не удастся, некоторые документы были уничтожены, но есть и под грифом «хранить вечно».
Жанна Сидорова, заместитель начальника отдела специальных фондов УМВД Магаданской области: Сейчас дела осуждённых за политические преступления – это дела постоянного срока хранения, равно как и умершие, независимо от статьи.
Данные о реабилитированных продолжают пересматривать и сейчас. В этом году региональная комиссия усомнилась в правомерности оправдания двух заключённых.
Пётр Цыбулькин, член Союза писателей России, ветеран органов госбезопасности: Многие реабилитированные начинают уже писать в своих мемуарах, как раз то, что они утаили на следствии, не дали показаний, по каждому делу должно быть конкретное рассмотрение.
Решение рабочей группы отправить запросы в архивы – это даст дополнительную информацию для исследования.
Екатерина Исаева