Гран-при Международного фестиваля “Байкальские духовые Ассамблеи” завоевал Магаданский оркестр духовой и эстрадной музыки. Конкурс проходил в Иркутске с 11 по 14 сентября. Свое мастерство демонстрировали более семисот исполнителей из 11 регионов России, а также Китая и Беларуси. Магаданский духовой оркестр взял главный приз в направлении “оркестровое исполнительство”. О том, как громко на фестивале прозвучал Магадан, мы поговорили с руководителем оркестра, почетным работником культуры Алексеем Грошевиком.
Анастасия Якубек, журналист: Алексей, во-первых, от души, спасибо тебе и твоим ребятам за Гран-при, за такой подарок городу, потому что, конечно, завоевать высшую награду на фестивале, международном фестивале, это о многом говорит, и о профессионализме, и вообще о том, что Магадан наш зазвучал, давай поговорим о фестивале. Правильно он называется Фестиваль-конкурс духового инструментального исполнительства «Байкальские духовые Ассамблеи». Проходил он в Иркутске в четвертый раз, впервые у него был статус международный, потому что приехали ещё музыканты из Белоруссии и Китая. Как магаданский оркестр попал на этот фестиваль?
Алексей Грошевик, руководитель Магаданского оркестра духовой и эстрадной музыки, почетный работник культуры Магадана: Ну, не запланировано, скажем так. В прошлом году меня приглашали, это был всероссийский конкурс, в прошлом году звали, приходило приглашение даже, по-моему, на город приходило, не помню. А в этом году я был на семинаре, я езжу на семинары дирижеров, в Москве проходят они, и там знакомые были ребята, и они говорят, у нас проходит в этом году международный формат, не хотите приехать? Я говорю, ну, надо подумать.
Анастасия Якубек, журналист: Ну, если международный, тогда мы согласимся.
Алексей Грошевик, руководитель Магаданского оркестра духовой и эстрадной музыки, почетный работник культуры Магадана: Ну, в принципе, да, пойдет. И я там согласился, я говорю, посмотрю. А семинар был у Анатолия Ивановича Цепа как раз. Я говорю, Анатолий Иванович, так и так, а семинар проводите вы? Он говорит, ну, в принципе, да, духовое общество, всероссийское духовое общество к этому отношение имеет. Говорит, хочешь поучаствовать? Я говорю, ну, я бы хотел, если получится приехать, То есть, проезд, деньги, всё такое, если всё получится хорошо, то хотел бы. Он такой, ну, подавай заявку, посмотрим, рассмотрим. Потому что заявок много было, кстати, между прочим. Так получилось, что всё не запланировано было. Но мы поехали.
Анастасия Якубек, журналист: Более 700 исполнителей принимало участие в фестивале. Как вообще удалось Магадану не затеряться в такой лавине музыки? Чем вы взяли?
Алексей Грошевик, руководитель Магаданского оркестра духовой и эстрадной музыки, почетный работник культуры Магадана: Магадан, сразу говоришь, Магадан — имя нарицательное. То есть Магадан — это сразу проездной бывает часто во многих конкурсах, фестивалях. Потому что для них это экзотика, Магадан, но вот мы поэтому ломаем стереотипы и делаем такое, чтобы удивить именно тем, что это могло быть качественно, профессионально и классно сделано. Поэтому Магадан, как бы, это такой проездной для нас всегда.
Анастасия Якубек, журналист: Я вообще думала, что ты мне ответишь на этот вопрос по-другому. Мы сейчас зрителям покажем, на церемонии открытия на улице проходила, да, вы вплели в музыку Штрауса, очень известную, кричалку и рефреном ее все время повторяли. Ну, то есть, заявляли зрителям о том, откуда вы. Вот этот вот «Магаданский духовой оркестр», который постоянно повторяется на протяжении всего музыкального произведения, в голове застревает. Чья это была вот эта хулиганская идея?
Алексей Грошевик, руководитель Магаданского оркестра духовой и эстрадной музыки, почетный работник культуры Магадана: Это моя идея, давно пришла. Тем более, что это было тоже незапланированно, кстати, вот это выступление. Потому что изначально мы договорились так, что открытие играется. И у меня там еще «Валенки» мы играем. Аранжировка моя, вроде как. И когда собирали концерт, ну, местные там организации, они попросили номер какой-нибудь можете нам дать на открытие? Я говорю, ну, возможно. Говорят, вот у вас, «Валенки» заявлены, в программах там вы играете. Я говорю, да. Можете его сделать? Я говорю, можем. И первое было решение такое, что «Валенки» мы выходим, я говорю, а где проходит? На площади. Знаете, я там, допустим, партитуру давал там Красноярскому оркестру. Там есть Красноярский оркестр, джазовый оркестр Юлии Барановой. Это моя знакомая просила партитуру, я ей дал в пользование. Она её играет также. Она играла на конкурсе тоже представляла «Валенки». Я говорю, можете поставить нам их на усиление, то есть, всё равно у нас ноты одинаковые, примерно формы одинаковые. Говорю, да, хорошо, подумаем. И вот мы выходили, получалось так, что действо накрытия замены оркестров. То есть, допустим, Юлия вышла, мы подсоединились, и вот общим форматом я говорю, будешь дирижировать. Он говорит, не-не-не, я не буду, давай ты. Я говорю, хорошо. Встал и оркестр детский в центре, и мы с боков встали, такой сделали амфитеатр, играли «Валенки». А потом, когда уже было ближе к всему этому делу, открытие, режиссер говорит: нам нужно от вас какую-то визиточку такую, потому что нужно, чтобы вы представили себя, я говорю, вообще легко. У нас есть, говорю, штука, которая сразу дала понять, что это Магадан. И вот мы встали сразу же, и это было прям, порвало хорошо.
Анастасия Якубек, журналист: Вообще фестиваль был таким образом построен, чтобы как можно больше жителей Иркутска услышало и увидело, да, оркестр, услышало духовую музыку. Поэтому, кроме церемонии открытия, закрытия, конкурсной программы, коллективы давали еще массу концертов за четыре дня. Вы где выступали?
Алексей Грошевик, руководитель Магаданского оркестра духовой и эстрадной музыки, почетный работник культуры Магадана: На самом деле у нас было больше всех концертов по факту, потому что всё это проходило в течение пяти дней всего лишь. Ограниченный период Фестиваля-конкурса. Было всё расписано. Концерты были только у нас и у военных оркестров. Там было три военных оркестра, очень хорошие оркестры. Ростов, Чита и Иркутск. У них были концерты по военным частям и так далее. У них отдельный был план. А у нас было два концерта. Запланированных, в программе расписанных, что духовой оркестр приехал не просто так, не только конкурс, а еще и привез образовательный формат. И у нас были часовые концерты запланированы, хотя мы все равно вывалились и делали по полтора часа, мы не можем остановиться, нас всегда не хватает часа времени. И, слава Богу, что нам позволили сделать его шире концерт, потому что хочется показать больше. Я предлагал вообще, мы можем делать двухчасовой с перерывом концерт. Хотите, сделаем в любом формате, в любой точке, подстроимся под любой зал. И мы были прописаны на два образовательных концерта. Как хедлайнеры получились.
Анастасия Якубек, журналист: Вы выступали в Иркутском политехе?
Алексей Грошевик, руководитель Магаданского оркестра духовой и эстрадной музыки, почетный работник культуры Магадана: Да.
Анастасия Якубек, журналист: И еще одно место, расскажи, пожалуйста, о нем, которое тебя особенно тронуло.
Алексей Грошевик, руководитель Магаданского оркестра духовой и эстрадной музыки, почетный работник культуры Магадана: Да. Это был Интернат музыкантских воспитанников города Иркутска. Там ребята учатся музыке. Такое направление музыкальное, скажем так. То есть, у них, видимо, помимо обучения общеобразовательного, еще и музыкантское. Они там проживают, питаются. Разные дети, разные дети, очень все скромненько, скромненько, все скромненько, зал скромненький, маленький, и это был, наверное, самый трогательный момент в этом всем.
Анастасия Якубек, журналист: Потому что самый искренний зритель?
Алексей Грошевик, руководитель Магаданского оркестра духовой и эстрадной музыки, почетный работник культуры Магадана: Да, они были прям очень отзывчивые и такие прям целеустремленные, это было прям, на меня это произвело впечатление очень сильное. Изначально мы планировали, будет зал большой, другой. План был на другой, концертный зал. Немножко не получилось, там какие-то сложности организаторов. Тем не менее. Залы поменялись, но мы сказали, что мы готовы любой зал освоить. В принципе, без разницы. Маленький, со звуком, без звука, свет, не свет. Там, экраны не экраны, мы взяли с собой все, что могли в этом плане, планировали на больший формат, но тем не менее зал в Политехникуме очень солидный зал. Политехнический университет очень известный и такой значимый у них университет. И зал у них очень хороший. Зал хороший, большой, изначально я посчитал примерно мест в этом зале около 500. Я ошибся, думал, что 350, на самом деле оказалось больше.
Анастасия Якубек, журналист: Вот как к вам отнеслись зрители, разные были площадки, слушатели из Иркутска, потому что здесь вы славитесь музыкальными хулиганами, у вас действительно совершенно свободное творчество, вообще никаких запретов, например, как реагировали на то, когда вы на морковках исполняли….
Алексей Грошевик, руководитель Магаданского оркестра духовой и эстрадной музыки, почетный работник культуры Магадана: Summertime. На самом деле это был спонтанно, как всегда у нас бывает, мы планировали другую мелодию, но, когда мы точили морковки, мы ночью заготовили две морковки, потому что на сцене мы точим в реальном времени, но бывают казусы, она ломается, трескается, и она не звучит. Но, опять-таки, там еще в этом номере выходит один музыкант с оркестра у меня, Иван Горелов, я подключаю к себе его. Поэтому одна должна быть с собой для его выхода, и одна запасная, если у меня, допустим, сломается, я беру меняю и играю на том, что заготовлено. Они вообще такого не видели никогда, как казалось. Я думал, что это такой номер как бы… Бывали такие номера в концертах у некоторых людей, правда, за границей. В России, конечно, может, не делают, возможно. В общем, мы делали так в течение пяти минут, морковку. Даже в Политехникуме дети не ожидали. Мы такое первый раз видели в жизни. И получилось так, что мы, когда заготавливали заготовочки морковки, я ее заточил первую, точнее, ну, с Евгением мы точим их. Заточили, я попробовал, о, Summertime лег, ну, просто по отверстиям. Он говорит, давай мы Summertime сделаем. Как хочешь, ты сам с мелодией. Я говорю, хорошо. Подходит Summertime. Чуть не подходит, но тем не менее можно сделать из него. Я говорю, так, всё меняем, всё меняем. Мы уходим в Политехникум. Морковку точим уже примерно по ориентиру. Мы там намечаем точечки себе, чтобы примерно отверстия попадали, чтобы расстояние было. Попадаем, Summertime опять. Сходу попадаем, Summertime. Я говорю, так, всё. Парни такие быстро соображают. Я к Ване подошёл, взял это там, всё, и берём, и Summertime пошёл у нас. Это было, кстати, не запланировано, реально.
Анастасия Якубек, журналист: Как оркестр воспринял победу? Это же не первая большая победа у вас? Стали уже привыкать к вот такому признанию или это каждый раз, как малая?
Алексей Грошевик, руководитель Магаданского оркестра духовой и эстрадной музыки, почетный работник культуры Магадана: Такая победа еще у нас не была, кстати, Гран-при у нас еще не было, тем более это международный конкурс. Все-таки Фестиваль-конкурс, не просто фестиваль, а именно конкурс. То есть, мы выходили в программе конкурсной. Я такой человек, что люблю, чтобы им было резко хорошо всем. Поэтому, когда с утра, получается, 13-го числа вызывали на награждение, с 10 до 11 награждение, сказали без коллектива, потому что зал маленький, где выступление было, поэтому без коллектива. Хотя дети пришли, там, некоторые коллективы. Ну, чтобы детям понятно, им нужны коллективы детские. В общем, я пришел, причем не неожиданно. Я думал, что будет первое место. Я не знал, что будет Гран-при, потому что в положении я вроде не видел такого, что Гран-при. И сижу слушаю, они там, оркестровое исполнительство. Коллектив такой, такой, такой. Это там третье место, третье, третье, третье. Второе, второе. Первое, первое. И нас нет. Странно. Думаю, ну, неужели так плохо? Вроде так хорошо звучали. И выходит Анатолий Иванович в конце отдельно. Выдал речь такую, что Гран-при не просто так я считаю, что нужно Гран-при делать, потому что это должен быть ориентир уровень какого-то, он должен стремиться. Я такой думаю, оп, что-то тут назревает, и вот Гран-при «Оркестровая», Магаданский оркестр, в двухсторонней музыке, это прям было как водой налило неожиданно ну, все это было, конечно, так и потом ты понес победу свою. Потом я сделал не так, после этого мы буквально сразу же выезжали на концерт в интернат, и мои, ну что там у нас? У вас всё хорошо. Какое место? Я потом вам скажу. Мы отыграли концерт у детей. Я говорю, сегодня у нас был обладатель Гран-при конкурса. Оркестр такой-такой. А-а-а! И дети там! Магадан! Дети маленькие. Магадан! Перед вами выступал сегодня обладатель Гран-при конкурса на “Байкальском”. Вот это было класс. Вот это кайф был.
Анастасия Якубек, журналист: Спасибо большое за интервью, спасибо, от всего города за Гран-при творческого полёта, продолжайте удивлять.
Алексей Грошевик, руководитель Магаданского оркестра духовой и эстрадной музыки, почетный работник культуры Магадана: Спасибо.