Search
Close this search box.

Фотограф как стиль жизни: Александр Шафранов в интервью магаданским “Вестям”

 

Девятнадцатого августа весь мир отметит День фотографии. В Магадане живет один из лучших в России мастеров живописи объективом и камерой – Александр Шафранов. Его работы не раз участвовали в самых престижных выставках мира и побеждали на профессиональных конкурсах.

 

Людмила Щербакова, журналист: Александр, здравствуйте. Расскажите, какая самая престижная и интересная выставка, в которой вам удалось уже поучаствовать?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Это выставка в Русском музее. Это 2009 год началось, и я участвовал в нескольких выставках в этом фотобиеннале в Санкт-Петербурге. И там, значит, они организовали выставку «Русская зима» называлась. Попросили одну фотографию с биеннале, значит, продемонстрировать, зимняя именно. Ну, я дал разрешение, конечно, всё, и потом уже узнал, что это, оказывается, была большая такая выставка «Русская зима», большое путешествие шедевров. Санкт-Петербург –  Москва – Дели. Она была в Москве, в Царицыно, а потом отправилась в Индию и произвела большой фурор. И вот это для меня одна из таких выставок, которая очень ценная. Потому что они совместили живопись с фотографией в одних залах.
Людмила Щербакова, журналист: Это какая фотография была?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Это была зимняя фотография, район Мяунджи, замороженный дом. Такой минус почти 60 градусов. Там Индия была в восторге, у них зимы нет, они вот когда смотрели….
Людмила Щербакова, журналист: А если говорить о премиях, наградах, какую вы считаете для себя самой престижной?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Ну вот эта вот премия международная, американская, в этой черно-белой фотографии Monochrome Awards, которая портрет именно профессиональный. Вот это, наверное, одна из таких международных. 2009 год была в Москве выставка, я стал победителем с лучшим фото России, две фотографии победили.
Людмила Щербакова, журналист: А что это были за фотографии?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Одна — вот здесь вот как раз этого места почти, где мы сейчас стоим, с баржей, про собачку говорю, вот это вот бухта Нагаева, такое весеннее. И “Стужа” называлась, это я ездил на Колыме, район Мяунджи, там был мороз почти 60 градусов. И замороженный дом, он весь замороженный абсолютно, там и такое окошко маленькое. Все случайные. Я здесь шел, с дома вышел, пошел в бухту сюда, а там еще чуть выше, вот отсюда, лошадь стояла, я ее фотографировал. Потом, кстати, тоже она попала в Русский музей, на фотобиеннале. Какой-то мужик запил, лошадь привязал, и она бедная стояла вот неделю на привязи. Но я ходил подкармливал, а потом пошел сюда в бухту, ну и у меня полбулки хлеба и собачка за мной увязалась. Я ее так подкормил, подошел к этой барже, к старой вот здесь вот, и так сошлось, солнце вышло из серого такого неба, как сейчас, вышло солнце, осветило как-то даль какую-то, и собачка к барже подошла и села. Просто вот два кадра я успел сделать, и она ушла из кадра, и солнце село, ушло и все.
Людмила Щербакова, журналист: Как вы думаете, что больше всего понравилось жюри в этих работах?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Ну, наверное, правда какая-то жизни. Отдаленные уголки России все-таки они уже насмотрены всеми там столичными многими мастерами, а здесь все-таки что-то свежее, новое. И Русский музей, кстати говоря, вот у них был пробел до 2009 года. Они не собирали фотографии. У нас вид фотографий, как искусство, к нему относились не очень, как-то в свое время даже. Хотя на том же Западе это считается как очень высокий вид искусства. А у нас это было любительское все. И вот они решили этот пробел, видимо, как-то заполнить. В музее стали собирать работы именно фотографические. И вот они организовали вот такие вот биеннале. Ну, конечно, туда сложно было попасть, со всей страны много очень было, тысячами работы были посланы.
Людмила Щербакова, журналист: А простые зрители делились своими впечатлениями о ваших работах?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Да, конечно. Все вот эти биеннале битком были, залы были битком забиты. Не протолкнуться было, большой очень резонанс был.
Людмила Щербакова, журналист: А что говорили простые люди, на что они больше свое внимание обращали?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Например, фотография, которая у меня там последняя была в биеннале, были просто бульдозеры, которые ночью вкрышу делают торфов у нас, как на Марсе как будто. Представьте себе, фонари, бульдозеры, пар идет, в ноябре месяце уже морозы, бульдозер вскрывает. Ну и вот этот снимок, конечно, такие вот сравнимые с Марсом. И удивлялись, что еще где-то такое какое-то у нас есть. Непривычное для глазу, конечно.
Людмила Щербакова, журналист: Ваши работы хранятся даже в Норвегии. Расскажите, какие это работы?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Это на самом деле было случайно. Я там, когда фотографировал, в экспедиции был, маленькие этюдики писал. А у них есть там в Лонгйери просто музей национальный. Я им подарил в дар просто эти несколько этюдов. Ну и все. Они были счастливы, повесили они эти работки там и все.
Людмила Щербакова, журналист: Расскажите о снимках, над которыми пришлось потрудиться, может быть даже рисковать жизнью, не знаю, где-то в горах, еще как-то сложно сделано.
Александр Шафранов, художник, фотограф: Ну есть, конечно, это вот та же самая Норвегия, Шпицберген, где мы пробыли 4 месяца и много путешествовали там и в горы приходилось восхождение делать, и на кораблях, и везде. Долгая очень была эпопея. Мы там практически и север, и юг Шпицбергена, огромное количество островов пришлось посетить вот и там снимать большой альбом. Сделали удачный очень.
Людмила Щербакова, журналист: Были такие, скажем, ну фотографии, ради которых приходилось там рисковать, не знаю, приближаться к медведю там, где-то в горах там в сложные места забираться?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Ну это да, это в основном в горах очень сложные были иногда съемки, когда ты просто на скале на стене где-нибудь и тебе надо еще думать о снаряжении, о страховке и все прочее, а ты все фотографируешь в этот момент. А иногда отойти даже невозможно, там над тобой товарищ висит где-нибудь наверху, тебе надо страховать и в этот момент еще пытаться делать какой-то снимок. Это опасные на самом деле съемки такие.
Людмила Щербакова, журналист: А что в принципе побудило вас заняться фотографией?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Рисование побудило. Рисование вначале, конечно, соответственно. А потом это, да, желание запечатлеть моменты этих путешествий. Мне как-то повезло с людьми, которые вокруг меня были. Были художники, педагоги были очень хорошие и в школе. Они, конечно, сильно влияют.
Людмила Щербакова, журналист: Любовь к фотографии как-то изменила вас внутренне?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Человек меняется. В лучшую, я думаю, в лучшую сторону меняется. Потому что ты постоянно находишься на природе, а природа, всё-таки, это естественная среда для человека. Если он от неё отдаляется, ничего хорошего не будет.
Людмила Щербакова, журналист: Какие самые любимые направления съёмок у вас вообще есть такие или любые?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Мне всё нравится. Я даже вот в Санкт-Петербург приезжаю, я люблю фотографировать город. Мне, например, даже архитектура нравится. Хотя, конечно, больше северная, больше Север, Арктика. Я был много раз в Арктике, мне нравится, конечно, северная тематика больше. Хотя и люди, и портреты, всё, что интересно, всё привлекает.
Людмила Щербакова, журналист: А вообще фотография для вас — это больше работа, увлечение?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Это увлечение больше. Хотя я специально не стараюсь на ней зарабатывать. Если есть предложение, пожалуйста, альбом выпустить, сейчас вышел народный альбом, попросила мэрия, пожалуйста, ну вот.
Людмила Щербакова, журналист: Есть какой-то универсальный совет для начинающего фотографа, что нужно сделать, чтобы стать известным, знаменитым и успешным фотографом?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Нужно просто любить своё дело и всё, наблюдать, и это всё изнутри идёт. А всё остальное должно потом прийти, всё должно прийти, должно течь, как вода. Поэтому совершенствоваться, конечно, стараться, не гнаться за техникой, не думать, что она, дорогая техника, тебе даст возможность что-то сделать в этом плане художественном. Все самые хорошие работы делались как раз самыми недорогими аппаратами.
Людмила Щербакова, журналист: Но вот сейчас, кстати говоря, очень многие мнят себя фотографами, фотографируя просто часто на мобильный телефон. Что всё-таки отличает профессионального фотографа от любителя?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Я вам скажу так. Художник сделает фотографии на любой носитель. Может и на мобильный сделать, если он в душе художник. Неважно, чем он фотографирует. Профессионал — это человек, который зарабатывает. Но он может не быть художником абсолютно. Он просто будет зарабатывать деньги и всё. Снимать там каждый день одно и то же. А есть любители, которые от души снимают. Но они реально могут делать, не думая о деньгах, прекрасные работы.
Людмила Щербакова, журналист: Как вообще определить, на ваш взгляд, ценность фотографии? Какие критерии?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Там душа должна быть, я не знаю. Должна быть что-то, правдивость, композиция, соответственно. Всё от умения видеть, поставить кадр правильно.
Людмила Щербакова, журналист: Что вам труднее всего давалось в фотографии?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Трудность больше сейчас заключается, добраться куда-то, в какие-то отдалённые районы. Вот в это сложно, конечно, ну иногда север сам по себе трудности ставит, конечно, их надо без конца преодолевать ты приехал в красивое место — это не гарантированно, что там что-то даже снимешь, 10 дней можешь просидеть в снегу просто в непогоду и все вот это, но ты сидишь и ждешь бывало даже месяц, как на Чукотке залетел, месяц туманом накрыло, как сейчас здесь, вертолёты не летают, ничего не летает, всё. Это как опыт, к этому относишься уже нормально. Получилось хорошо, не получилось, этот опыт.
Людмила Щербакова, журналист: Что дало вам это искусство фотографии? Как оно повлияло на вашу жизнь?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Ну, конечно, сильно повлияло. Возможность путешествовать дала очень большую. Встречаться с людьми интересными. Это единомышленников много. У меня первый раз, когда еще в 90-х, в начале, на мою выставку живописи пришли ребята с Москвы. Оказалось, серьезная группа. Их называли странники. Тогда они только начинали еще. Это сейчас фототуры. А они вот тогда были первые, которые организовали первые туры вот эти. Но это не туры были, а это были просто путешествия в какие-то отдалённые уголки нашей страны, за рубеж куда-то. И я с ними, когда познакомился, я начал с ними первые походы делать. А там уже были мастера. И я получил очень много знаний, кстати говоря. Практики очень много.
Людмила Щербакова, журналист: Спасибо большое.
Поющий фонтан тестируют в парке “Маяк” у центра “Премьер”

Поющий фонтан тестируют в парке “Маяк” у центра “Премьер”

  Десятки прохожих стали свидетелями тестового запуска поющего фонтана. Он находится в одном из красивейших мест Магадана – на берегу…
Студенты из Команды Арктики завершили экспедицию на озеро Джека  Лондона

Студенты из Команды Арктики завершили экспедицию на озеро Джека Лондона

  Группа студентов “Команды Арктики” завершила экспедицию на озеро Джека Лондона и сегодня улетела из Магадана в Москву. Восемь человек…
Областное педагогическое совещание состоялось в СВГУ

Областное педагогическое совещание состоялось в СВГУ

  Сегодня в Магадане состоялся большой педагогический совет. Участие приняли первые лица региона, руководители и сотрудники образовательных учреждений региона и…
На Магаданской площади отметили День Государственного флага

На Магаданской площади отметили День Государственного флага

  Центральным событием празднования Дня государственного флага в областном центре стал митинг-концерт на Магаданской площади. Со сцены с поздравительной речью…