Фотограф как стиль жизни: Александр Шафранов в интервью магаданским «Вестям»

 

Девятнадцатого августа весь мир отметит День фотографии. В Магадане живет один из лучших в России мастеров живописи объективом и камерой — Александр Шафранов. Его работы не раз участвовали в самых престижных выставках мира и побеждали на профессиональных конкурсах.

 

Людмила Щербакова, журналист: Александр, здравствуйте. Расскажите, какая самая престижная и интересная выставка, в которой вам удалось уже поучаствовать?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Это выставка в Русском музее. Это 2009 год началось, и я участвовал в нескольких выставках в этом фотобиеннале в Санкт-Петербурге. И там, значит, они организовали выставку «Русская зима» называлась. Попросили одну фотографию с биеннале, значит, продемонстрировать, зимняя именно. Ну, я дал разрешение, конечно, всё, и потом уже узнал, что это, оказывается, была большая такая выставка «Русская зима», большое путешествие шедевров. Санкт-Петербург —  Москва — Дели. Она была в Москве, в Царицыно, а потом отправилась в Индию и произвела большой фурор. И вот это для меня одна из таких выставок, которая очень ценная. Потому что они совместили живопись с фотографией в одних залах.
Людмила Щербакова, журналист: Это какая фотография была?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Это была зимняя фотография, район Мяунджи, замороженный дом. Такой минус почти 60 градусов. Там Индия была в восторге, у них зимы нет, они вот когда смотрели….
Людмила Щербакова, журналист: А если говорить о премиях, наградах, какую вы считаете для себя самой престижной?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Ну вот эта вот премия международная, американская, в этой черно-белой фотографии Monochrome Awards, которая портрет именно профессиональный. Вот это, наверное, одна из таких международных. 2009 год была в Москве выставка, я стал победителем с лучшим фото России, две фотографии победили.
Людмила Щербакова, журналист: А что это были за фотографии?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Одна — вот здесь вот как раз этого места почти, где мы сейчас стоим, с баржей, про собачку говорю, вот это вот бухта Нагаева, такое весеннее. И «Стужа» называлась, это я ездил на Колыме, район Мяунджи, там был мороз почти 60 градусов. И замороженный дом, он весь замороженный абсолютно, там и такое окошко маленькое. Все случайные. Я здесь шел, с дома вышел, пошел в бухту сюда, а там еще чуть выше, вот отсюда, лошадь стояла, я ее фотографировал. Потом, кстати, тоже она попала в Русский музей, на фотобиеннале. Какой-то мужик запил, лошадь привязал, и она бедная стояла вот неделю на привязи. Но я ходил подкармливал, а потом пошел сюда в бухту, ну и у меня полбулки хлеба и собачка за мной увязалась. Я ее так подкормил, подошел к этой барже, к старой вот здесь вот, и так сошлось, солнце вышло из серого такого неба, как сейчас, вышло солнце, осветило как-то даль какую-то, и собачка к барже подошла и села. Просто вот два кадра я успел сделать, и она ушла из кадра, и солнце село, ушло и все.
Людмила Щербакова, журналист: Как вы думаете, что больше всего понравилось жюри в этих работах?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Ну, наверное, правда какая-то жизни. Отдаленные уголки России все-таки они уже насмотрены всеми там столичными многими мастерами, а здесь все-таки что-то свежее, новое. И Русский музей, кстати говоря, вот у них был пробел до 2009 года. Они не собирали фотографии. У нас вид фотографий, как искусство, к нему относились не очень, как-то в свое время даже. Хотя на том же Западе это считается как очень высокий вид искусства. А у нас это было любительское все. И вот они решили этот пробел, видимо, как-то заполнить. В музее стали собирать работы именно фотографические. И вот они организовали вот такие вот биеннале. Ну, конечно, туда сложно было попасть, со всей страны много очень было, тысячами работы были посланы.
Людмила Щербакова, журналист: А простые зрители делились своими впечатлениями о ваших работах?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Да, конечно. Все вот эти биеннале битком были, залы были битком забиты. Не протолкнуться было, большой очень резонанс был.
Людмила Щербакова, журналист: А что говорили простые люди, на что они больше свое внимание обращали?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Например, фотография, которая у меня там последняя была в биеннале, были просто бульдозеры, которые ночью вкрышу делают торфов у нас, как на Марсе как будто. Представьте себе, фонари, бульдозеры, пар идет, в ноябре месяце уже морозы, бульдозер вскрывает. Ну и вот этот снимок, конечно, такие вот сравнимые с Марсом. И удивлялись, что еще где-то такое какое-то у нас есть. Непривычное для глазу, конечно.
Людмила Щербакова, журналист: Ваши работы хранятся даже в Норвегии. Расскажите, какие это работы?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Это на самом деле было случайно. Я там, когда фотографировал, в экспедиции был, маленькие этюдики писал. А у них есть там в Лонгйери просто музей национальный. Я им подарил в дар просто эти несколько этюдов. Ну и все. Они были счастливы, повесили они эти работки там и все.
Людмила Щербакова, журналист: Расскажите о снимках, над которыми пришлось потрудиться, может быть даже рисковать жизнью, не знаю, где-то в горах, еще как-то сложно сделано.
Александр Шафранов, художник, фотограф: Ну есть, конечно, это вот та же самая Норвегия, Шпицберген, где мы пробыли 4 месяца и много путешествовали там и в горы приходилось восхождение делать, и на кораблях, и везде. Долгая очень была эпопея. Мы там практически и север, и юг Шпицбергена, огромное количество островов пришлось посетить вот и там снимать большой альбом. Сделали удачный очень.
Людмила Щербакова, журналист: Были такие, скажем, ну фотографии, ради которых приходилось там рисковать, не знаю, приближаться к медведю там, где-то в горах там в сложные места забираться?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Ну это да, это в основном в горах очень сложные были иногда съемки, когда ты просто на скале на стене где-нибудь и тебе надо еще думать о снаряжении, о страховке и все прочее, а ты все фотографируешь в этот момент. А иногда отойти даже невозможно, там над тобой товарищ висит где-нибудь наверху, тебе надо страховать и в этот момент еще пытаться делать какой-то снимок. Это опасные на самом деле съемки такие.
Людмила Щербакова, журналист: А что в принципе побудило вас заняться фотографией?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Рисование побудило. Рисование вначале, конечно, соответственно. А потом это, да, желание запечатлеть моменты этих путешествий. Мне как-то повезло с людьми, которые вокруг меня были. Были художники, педагоги были очень хорошие и в школе. Они, конечно, сильно влияют.
Людмила Щербакова, журналист: Любовь к фотографии как-то изменила вас внутренне?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Человек меняется. В лучшую, я думаю, в лучшую сторону меняется. Потому что ты постоянно находишься на природе, а природа, всё-таки, это естественная среда для человека. Если он от неё отдаляется, ничего хорошего не будет.
Людмила Щербакова, журналист: Какие самые любимые направления съёмок у вас вообще есть такие или любые?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Мне всё нравится. Я даже вот в Санкт-Петербург приезжаю, я люблю фотографировать город. Мне, например, даже архитектура нравится. Хотя, конечно, больше северная, больше Север, Арктика. Я был много раз в Арктике, мне нравится, конечно, северная тематика больше. Хотя и люди, и портреты, всё, что интересно, всё привлекает.
Людмила Щербакова, журналист: А вообще фотография для вас — это больше работа, увлечение?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Это увлечение больше. Хотя я специально не стараюсь на ней зарабатывать. Если есть предложение, пожалуйста, альбом выпустить, сейчас вышел народный альбом, попросила мэрия, пожалуйста, ну вот.
Людмила Щербакова, журналист: Есть какой-то универсальный совет для начинающего фотографа, что нужно сделать, чтобы стать известным, знаменитым и успешным фотографом?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Нужно просто любить своё дело и всё, наблюдать, и это всё изнутри идёт. А всё остальное должно потом прийти, всё должно прийти, должно течь, как вода. Поэтому совершенствоваться, конечно, стараться, не гнаться за техникой, не думать, что она, дорогая техника, тебе даст возможность что-то сделать в этом плане художественном. Все самые хорошие работы делались как раз самыми недорогими аппаратами.
Людмила Щербакова, журналист: Но вот сейчас, кстати говоря, очень многие мнят себя фотографами, фотографируя просто часто на мобильный телефон. Что всё-таки отличает профессионального фотографа от любителя?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Я вам скажу так. Художник сделает фотографии на любой носитель. Может и на мобильный сделать, если он в душе художник. Неважно, чем он фотографирует. Профессионал — это человек, который зарабатывает. Но он может не быть художником абсолютно. Он просто будет зарабатывать деньги и всё. Снимать там каждый день одно и то же. А есть любители, которые от души снимают. Но они реально могут делать, не думая о деньгах, прекрасные работы.
Людмила Щербакова, журналист: Как вообще определить, на ваш взгляд, ценность фотографии? Какие критерии?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Там душа должна быть, я не знаю. Должна быть что-то, правдивость, композиция, соответственно. Всё от умения видеть, поставить кадр правильно.
Людмила Щербакова, журналист: Что вам труднее всего давалось в фотографии?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Трудность больше сейчас заключается, добраться куда-то, в какие-то отдалённые районы. Вот в это сложно, конечно, ну иногда север сам по себе трудности ставит, конечно, их надо без конца преодолевать ты приехал в красивое место — это не гарантированно, что там что-то даже снимешь, 10 дней можешь просидеть в снегу просто в непогоду и все вот это, но ты сидишь и ждешь бывало даже месяц, как на Чукотке залетел, месяц туманом накрыло, как сейчас здесь, вертолёты не летают, ничего не летает, всё. Это как опыт, к этому относишься уже нормально. Получилось хорошо, не получилось, этот опыт.
Людмила Щербакова, журналист: Что дало вам это искусство фотографии? Как оно повлияло на вашу жизнь?
Александр Шафранов, художник, фотограф: Ну, конечно, сильно повлияло. Возможность путешествовать дала очень большую. Встречаться с людьми интересными. Это единомышленников много. У меня первый раз, когда еще в 90-х, в начале, на мою выставку живописи пришли ребята с Москвы. Оказалось, серьезная группа. Их называли странники. Тогда они только начинали еще. Это сейчас фототуры. А они вот тогда были первые, которые организовали первые туры вот эти. Но это не туры были, а это были просто путешествия в какие-то отдалённые уголки нашей страны, за рубеж куда-то. И я с ними, когда познакомился, я начал с ними первые походы делать. А там уже были мастера. И я получил очень много знаний, кстати говоря. Практики очень много.
Людмила Щербакова, журналист: Спасибо большое.
70 многодетных семей Колымы получили господдержку на жилье

70 многодетных семей Колымы получили господдержку на жилье

Владимир Путин поручил сделать дальневосточную и арктическую ипотеку доступной для всех многодетных семей и не учитывать возраст родителей. Также Президент…
11 человек возвращаются в жизнь в центре пробации Магадана

11 человек возвращаются в жизнь в центре пробации Магадана

  Дальнейшую совместную работу в центре пробации Магадана обсудили представители УФСИН, управления юстиции и помогающие людям, прошедшим через места заключения.…
Изменения в бюджет и генеральный план Магадана: заседание городской Думы

Изменения в бюджет и генеральный план Магадана: заседание городской Думы

  Депутаты городской Думы готовят законодательную базу для масштабного проекта. В микрорайоне “Пионерный” может появиться парк отдыха. На заседании приняли…
Сотрудники внутренних дел отметили свой профессиональный праздник

Сотрудники внутренних дел отметили свой профессиональный праздник

  Торжественным собранием магаданские полицейские отметили День сотрудников органов внутренних дел. Этот профессиональный праздник установлен в 1962 году. Церемонию провел…