На заседании Общественного совета при Уполномоченном при Президенте России по правам ребенка представлены результаты Всероссийской инспекции системы профилактики социального сиротства. На встрече Мария Львова — Белова призвала некоммерческие организации пересмотреть социальные проекты с акцентом на помощь семьям в кризисе. Еще одна основная задача — дети, которые находятся в детских домах, должны обрести семью. Интервью с уполномоченным по правам детей в Магаданской области Денисом Павликом.
Ирина Барбачева, журналист: Денис Анатольевич, здравствуйте.
Денис Павлик, уполномоченный по правам ребенка в Магаданской области: Добрый день.
Ирина Барбачева, журналист: Завершилась пора школьных экзаменов и вы, я знаю, посетили некоторые школы, посмотрели, как проходит ЕГЭ.
Денис Павлик, уполномоченный по правам ребенка в Магаданской области: Да, я в этом году проявил такую инициативу и попросил, чтобы меня определили общественным наблюдателем при проведении ЕГЭ и ОГЭ. В двух школах я побывал. Задача общественного наблюдателя, конечно же, смотреть за тем, чтобы все было регламентировано по времени, чтобы все было соблюдено так, как это прописано во всех инструкциях и регламентах. Я хочу отметить, что те образовательные учреждения, в которых я был, достаточно качественно подготовились к проведению этой экзаменационной поры. Списки детей, встречи, проводы, выдача контрольных материалов, все было по времени, все было соблюдено. Никаких жалоб со стороны родителей или учеников впоследствии после проведения этих экзаменов в мой адрес не поступало. Сейчас я вот еще вернулся из двух районов, тоже интересовался, как сдали экзамены ребята, конечно же, по девятиклассникам есть вопросы, там определенная часть, кто пойдет на пересдачу этих экзаменов по ЕГЭ. Многие ребята хотят пересдать, но только для повышения балла да то, о чем говорилось во многих телевизионных сюжетах, что можно пересдать для того, чтобы получить более высокий балл. А так, я считаю, что в этом году достаточно было все организовано.
Ирина Барбачева, журналист: В конце июня в Москве прошло открытое заседание общественного совета при уполномоченном при президенте по правам ребенка, где были представлены результаты всероссийской инспекции. В нашем городе Львова-Белова побывала в 2023 году. Какие основные тезисы вы бы выделили?
Денис Павлик, уполномоченный по правам ребенка в Магаданской области: Представители этой инспекции и сотрудники аппарата Марии Алексеевны были у нас на территории Магаданской области тоже в этом году, в апреле, отрабатывали и посещали детские дома, отделы опеки, комиссии по делам несовершеннолетних, встречались с министрами социальной сферы, проводили общее совещание с заместителем губернатора Татьяной Александровной Савченко. Основные посылы и основные тезисы доклада Марии Алексеевны в адрес президента, это изменение подхода вообще к работе с семьями, это изменение межведомственного взаимодействия, которое должно быть направлено на то, чтобы на более раннем этапе, когда выявлено неблагополучие, поработать с семьей, оказать всестороннюю поддержку, довести все меры помощи, которые есть в регионе и избежать, скажем так, развития негативного сюжета, когда родители могут быть лишены или ограничены в родительских правах. То есть у нас главная цель, чтобы ребенок оставался в семье, рос в семье, воспитывался в семье. И те дети, которые сейчас находятся в государственных учреждениях, мы должны сделать так, чтобы, если они уже даже там оказались, помещены родителями или отобраны органами опеки в случае какой-то плохой ситуации в семье, чтобы они максимально в короткое время вернулись домой в семью. Здесь предстоит большая работа и органам опеки, и комиссии по делам несовершеннолетних, совместная работа с органами социальной защиты для того, чтобы максимально поддержать семью, если нужно оказать помощь в трудоустройстве, в лечении, в каких-то может быть… может быть в ремонте жилого помещения для того, чтобы у ребенка были все благоприятные условия для развития.
Ирина Барбачева, журналист: Денис Анатольевич, ну не мне вам рассказывать, что дети в детские дома попадают не просто так и этому предшествует процедура, в том числе и вы прибегаете к своей работе, свои функции выполняете, я хочу услышать четкую позицию, почему и как сделать так, чтобы детские дома опустели?
Денис Павлик, уполномоченный по правам ребенка в Магаданской области: Мне понравилась фраза одного из моих коллег «пиарить надо не детей, которых надо забрать из детского дома, а пиарить и доводить до… информировать население о том, как прекрасно быть родителем, в том числе приемным или опекуном». Дети попадают в детские дома по разным причинам. Это и потеря, физиологическая потеря родителей в случае гибели или смерти. И, конечно же, вот о чем была главная задача инспекции — социальное сиротство. Дети в детдоме, а родители ведут определенный, не будем говорить какой образ жизни, буквально вот на соседней улице. Поэтому нам надо на первых порах, как только… У нас город маленький, у нас поселки маленькие, у нас как раз-таки все, скажем так, благоволит к тому, чтобы как только мы заметили, что в семьях что-то не то, постараться сделать так, чтобы не ушел ребенок из семьи, а если еще раз говорю, если оказался, вот мы сейчас эту работу проводим с органами опеки, все кто лишены и ограничены в родительских правах, мы встречаемся сейчас индивидуально и составляем индивидуальные планы работы, что мешает, мы готовы помочь, если действительно родитель настроен забрать ребенка, я думаю, что мы все вместе постараемся сделать так, чтобы он его быстро забрал, но если конечно родитель уже себя потерял как родитель, ну возможно здесь и будут какие-то тупиковые ситуации.
Ирина Барбачева, журналист: Это какая-то история, когда мы расписались в своем бессилии.
Денис Павлик, уполномоченный по правам ребенка в Магаданской области: Ребенок, моя твердая позиция, чем, еще знаете, есть такой момент, чем старше ребенок, мне кажется, тем меньше у него шансов уйти в семью, потому что это уже сформировавшаяся личность. Мы сталкивались с такими случаями, когда в ряде субъектов детей приемные родители возвращали и говорили, а вот он там себя так проявляет или вот так. Ну, мы всегда говорим, ну вы же брали не игрушку, вы же понимали, что вы берете там 5-летнего, 7-летнего. Конечно же, очень быстро под усыновление, под опеку уходят ребята, совсем маленькие малыши и новорожденные, и там младшего школьного возраста или детсадовского возраста. Но вопрос в том, что надо все-таки возрождать и максимально прилагать усилия к тому, чтобы институт родительства становился чем-то более ценным, чем он есть сейчас. У нас не столько проблема, ведь дети не виноваты в что они в детском доме. Это общая недоработка. Это воспитание самих родителей. Это надо искать корни в их поведении, в их детстве. И это долгая история, на самом деле, которая требует большого тщательного анализа. Но, коль уж сложилась ситуация на сегодняшний день так, что ребенок вот оказался в такой ситуации, семья оказалась, я думаю, что нам максимально нужно просто сделать все возможное и для того, чтобы ситуация была исправлена.
Ирина Барбачева, журналист: Сколько у нас сейчас ребят в детских домах?
Денис Павлик, уполномоченный по правам ребенка в Магаданской области: Почти около двухсот в различных детских домах. В дошкольном, в так называемом Доме малютки, детский дом имени Лагунова, поселок Ола, дом инвалидов на солнечном, детский.
Ирина Барбачева, журналист: Подскажите, работа она уже идет?
Денис Павлик, уполномоченный по правам ребенка в Магаданской области: На самом деле она никогда не останавливалась. Это такой перманентный процесс, просто и так работа с родителями ведется, просто сейчас определенный импульс со стороны Марии Алексеевны, со стороны ряда федеральных министерств. В том году, когда был проведен анализ посещения более 40 субъектов, мы увидели, сотрудники инспекции, увидели типовые сбои, типовые ошибки. Кто-то работает по-старому, кто-то лишил родителей прав и забыл про них. А ведь на самом деле, лишённые родительских прав по тем или иным причинам, с ним можно завтра начинать работать, и он буквально через 2−3 месяца может ликвидировать те причины, по которым его лишили. И можно вернуть ребёнка в семью, пока ещё не произошёл вот этот разрыв детско-родительских отношений. Здесь, кажется, просто эта работа сейчас должна пойти активнее. Она всегда была. Надо отметить, что многие родители тоже забирают детей. То есть кто-то, скажем, пролечился от определённой зависимости, кто-то наладил жизнь, кто-то нашел работу. Дети попадают в детские дома ведь не только, как говорят, навсегда. Есть временное помещение, есть временное размещение детей. То есть сгорел дом, бытовые проблемы, смерть одного из родителей, второй решает какие-то вопросы, нет рядом родственников. Государство готово в детских домах принять временно этих детей. Другой вопрос, временно — должен забрать. Но в ряде случаев, в плохих случаях, у нас дети, конечно, задерживаются там. Поэтому надо подключаться государству.
Ирина Барбачева, журналист: Начинается дождь. Давайте последний вопрос. Летняя оздоровительная кампания идет. Вы уже даже побывали в некоторых округах. Посмотрели, как ребята там отдыхают и оздоравливаются. Ваши впечатления?
Денис Павлик, уполномоченный по правам ребенка в Магаданской области: Среднеканский округ, Хасынский округ. Это я побывал лично. Каждый день я с коллегами на связи с других муниципальных округов. Держим кулачки. Многие детские группы уехали отдыхать за пределы Магаданской области. Тоже на связи мы практически каждый день. Июнь прошел. Я думаю, что мы с таким определенным оптимизмом смотрим дальше. Я надеюсь, пока в мой адрес, как я всегда говорю, никаких жалоб и претензий ни на питание, ни на культурную программу, ни на экскурсионное обслуживание не поступало. Я надеюсь, что лето будет успешным, и наши ребята оздоровятся и полными сил вернуться на территорию области.
Ирина Барбачева, журналист: Спасибо большое.