За семьдесят пять лет – пятьдесят девять метров вглубь берега. Раньше море, по данным учёных, продвигалось со скоростью примерно полметра в год, однако наличие вертикальной стены в прибойной зоне может привести к увеличению природных скоростей водного потока в два-три раза, что, само собой, будет иметь последствия, например, потерю пляжей. Опасаясь этого, Общественная палата Магаданской области направила письмо губернатору региона Сергею Носову, который и сам заинтересован в сохранении пляжей. О чём в феврале он говорил в эфире магаданских “Вестей”.
Сергей Носов, губернатор Магаданской области: Сейчас ведется проектирование, техническое задание. Как раз четко дано: берег - пляж - должен остаться.
Варианты спасения этого самого пляжа рассмотрели на прошедшем 14- го июля заседании совета Общественной палаты региона. Экспертом выступил главный научный сотрудник СВКНИИ Владимир Смирнов.
Владимир Смирнов, д.г.н., главный научный сотрудник СВКНИИ ДВО РАН: Один вариант, который оставляет нам, горожанам, вот эту природную среду в виде пляжа, в виде доступного моря, мы же все-таки морской город. Это значит, что нам нужно положиться на естественные процессы, которые ведут к тому, что они сами в конечном счете защищают береговой обрыв.
По мнению доктора Смирнова по законам природы этот самый обрыв будет обрушаться до тех пор, пока склон не станет более пологим и не выработается так называемый пляж полного профиля, но помеха ему – планируемое берегоукрепление. Со временем прогулочной зоны уже не будет, как и самой стены: самая прочная может выйти из строя через 10- 15 лет, но чаще разрушение происходит в более короткие сроки.
Яков Радченко, председатель Общественной палаты Магаданской области: Вертикальная стена – она отражает от себя энергию воды, с одной стороны, соответственно, тот пляж, который еще остается, - он вымывается в обратную сторону, а с другой стороны, полной нагрузке подвергается сама стена, и, конечно, она разрушится.
В своде правил проектирования морских берегозащитных сооружений, утвержденном в 1997 году, указано: волноотбойная стена должна идти в комплексе либо с бунами, либо с подводными волноломами и искусственными пляжами для предупреждения размывов берегового уступа. Согласно все тем же строительным правилам решением может стать искусственный свободный пляж с периодическим пополнением, однако, например, в Сочи и Тель-Авиве ему предпочли буны – поперечные железобетонные стены, которые устанавливаются перпендикулярно линии берега: между ними и сохраняются галька или песок. Предложение палаты для Нагаевского пляжа - не строить вертикальную стену, а выровнять сам обрывистый склон. То есть, ускорить естественные процессы, сделав склон более пологим. Этот пляж встретил пионеров освоения Колымы в 1929 году, и до сих пор радует магаданцев возможностью наслаждаться закатами под шум прибоя. Но если построить вторую волноотбойную стену, то через считанные годы и от этого пляжа останутся лишь память и старые фотографии… При этом проект второй очереди берегоукрепления ещё не опубликован. Есть надежда, что ко мнению учёных и общественников прислушаются. Валерия Санкович, Вячеслав Узгорский, Вести-Магадан.