Магаданских школьников учит писать сценарии. Для этого из Омска приехала художественный руководитель Центра современной драматургии Светлана БажЕнова. Творческая лаборатория «Мы рядом!» для юных сценаристов – новый грантовый проект областного отделения Союза театральных деятелей России. В перерыве между занятиями драматург встретилась и с труппой театра. Анастасия Якубек подробнее. Балетный зал магаданского театра на время превращается в творческую лабораторию. Участники – магаданские подростки. За 9 занятий они должны сделать, кажется, невозможное – написать самую настоящую пьесу.
Светлана Баженова, драматург, художественный руководитель Центра Современной Драматургии (г. Омск)
“Знаете, есть такое событие, когда ты впервые с этим сталкиваешься и не знаешь, как с этим взаимодействовать. Это такое событие, которое ты не знаешь, как взять, как на него реагировать”.
Завязка, развитие действия, кульминация, мысль, слово, характер, вера персонажам и в персонажей. Всему этому учит драматург из Омска Светлана Баженова. Для ребят, в группе 9 человек, опыт написания пьес – первый. Пятнадцатилетняя Эля Клюшникова, обладательница самого экстравагантного рюкзака, которого зовет Мистер Тигр, в соавторстве с еще тремя сверстниками пишет аллегорическую пьесу о сумках.
Эля Клюшникова, начинающий драматург, участница проекта «Мы рядом!»:
“Их содержимое рассказывает о человеке. Кто-то таскает очень много ненужного хлама, и можно прийти к выводу, почему человек таскает столько ненужного. У кого-то даже ягоды валялись в рюкзаке, засохшие. У кого-то наушники. В общем много всего разного. И все это сложив, можно поразмышлять, что внутри у человека”.
Спектакли по пьесам Светланы Баженовой идут на театральных площадках не только в России, но и за рубежом. Драматургу есть, чем поделиться с начинающими сценаристами. У педагога вообще нетривиальный подход к написанию пьес.
Светлана Баженова, драматург, художественный руководитель Центра Современной Драматургии (г. Омск):
“Пьесы для подростков должны писать, как я считаю, только подростки, потому что все остальное оказывается фейком. Даже если ты погружаешься в проблему, даже если ты современный драматург с дипломом. Эта настолько синтетическая быстро изменяющаяся среда, что говорить на эти темы… Ты можешь даже эти темы не распознать, не распаковать”.
В перерыве между занятиями гостья из Омска встречается с труппой Магаданского музыкального и драматического театра. Артисты заочно с драматургом знакомы. Несколько лет назад ставили спектакль по пьесе Светланы Баженовой «Как Зоя гусей кормила». Профессиональный разговор с гостьей из Омска – глоток свежего воздуха. Еще год назад в этих стенАх кипела жизнь, ставились спектакли, проводились фестивали. Пандемия театр фактически закрыла.
Александр Тарасюк, артист театра драмы Магаданского музыкального и драматического театра:
“Да это замечательно, когда приезжают драматурги, режиссеры из центральных районов России. Это что-то новое. Они привозят новости нам, мы что-то отдаем”.
К финальному, девятому, занятию начинающие драматурги пьесы практически дописали. Получилось пять сценариев. Тексты вычитывают по ролям. Наставник продолжит работать с магаданскими школьниками дальше, уже дистанционно. Вместе будут доводить пьесы до совершенства. А что же дальше? Дальше пройдут читки пьес профессиональными актерами нашего магаданского театра, будут организованы показы и зрительское голосование. Лучшую пьесу отберут к постановке, поставят спектакль и включат в репертуар театра.