Торжественная церемония закладки «Великого Сибирского пути» состоялась 31 мая 1891 г. в 3 км от Владивостока и имела большое символическое. Император Александр III поручил цесаревичу Николаю Александровичу (будущему Николаю II) начать строительство именно здесь, назначив Владивосток конечной точкой пути.
Церемония началась с молебна. Затем Николай Александрович выгрузил первую тачку земли и заложил первый камень вокзала. За завтраком на 300 человек будущий император объявил о важности проекта. В этот же день цесаревича назначили председателем Комитета Сибирской железной дороги. Александр III возложил на него задачу завершить мирные и просветительские начинания России на Востоке.
Это был первый в мировой практике опыт строительства дороги не только такой длины, но и такой сложности. Новый путь проходил через сибирские просторы, широкие реки и озёра, леса и часто полностью безлюдные места. Рабочее движение поездов по Транссибу началось 3 ноября 1901 года, а полностью строительство было завершено к 1916 году.