Резьба по кости – Колыма подтвердила бренд

Косторезы из разных стран и регионов России собрались в Магадане. В столице Колымы стартовал второй Международный фестиваль «Косторезное искусство народов мира». Представили больше тысячи шедевров ручной работы. В рамках фестиваля проходят мастер-классы и обмен опытом.

Джейсон Татпон – косторез из Анкориджа впервые в своей жизни выехал из родного города. До Магадана добирался сорок пять часов, и все, чтобы привезти работы американских эскимосов с Аляски. Здесь он сравнивает их с творениями российских мастеров.

Джейсон Татпон, художник-косторез (Анкоридж, США):

Художники Аляски предпочитают в своих работах отображать жизнь Аляски, герои их работ – медведи, гуси, морские звери. А остальные художники больше отображают жизнь азиатских народов. И художники здесь больше уделают внимание деталям.

Всю эту неделю кострезы обмениваются опытом и дают советы друг другу. Все люди опытные. Но обсудить нужно многое. У каждой косторезной школы своя техника и даже свой рабочий материал. На Колыме традиционно используют кость мамонта и моржовый клык. В центральных районах России в ходу коровья кость. Но главное, говорят косторезы, жизненный опыт мастера. Он часто определяет художественный замысел, а порой становится и поводом для шуток коллег.

Сергей Лугинин, художник, мастер-косторез (Ямал) :

Ну, например, делают – бежит олень, а за ним на веревке, на лыжах едет оленевод. Ну, у нас ухахатываются все просто: не может такого быть. Или верхом посадят его. Есть некоторые виды северного оленя, более крупные породы, скажем, на севере Китая, и они ездят верхом. У нас в жизни никто не сядет верхом на оленя. И, естественно, косторез не станет такое делать. А тобольский мастер может такое сделать.

Международный фестиваль для косторезов из разных стран мира и регионов России – прежде всего оценить лучшие работы друг друга и пообщаться.

Каждая работа на фестивале – это еще и история конкретной косторезной школы. У каждой свои традиции и тематика. В Магадане – это особое внимание к деталям. А в китайской школе – это масштаб и тонкость работы.

Для мастера из Китая Фенг Ха Лиу, который даже немного говорит по-русски, кропотливая работа над каждым творением – обычное дело. Здесь нет мелочей, поясняет художник, важно все.

Фенг Ха Лиу, художник-косторез (Туньхэ, Китай):

Вот это чисто(показывает) Это долго, целый месяц. В Китае быстро, работаем десять часов. Утро надо работать, днем работать. Русские нет, чуть-чуть и пить, отдыхать. В Китае нет. Утро восемь часов, вечером десять часов. Каждый день работать.

Этот фестиваль, уверены организаторы, сыграет важную роль в сохранении и развитии косторезного промысла на территории Магаданской области, еще раз утвердит магаданское косторезное искусство как бренд региона.

Константин Кузьминых, руководитель Магаданской организации Союза художников России:

Такой фестиваль дает области статус мирового центра косторезного искусства. Это раз. Во-вторых, в принципе, точку на карте, которую знают и будут знать везде – не только в России, но и в мире. И в-третьих, момент самоуважения для себя, что нам есть, чем гордиться, что показать.

В рамках фестиваля в Магадане также пройдет искусствоведческая В рамках фестиваля в Магадане также пройдет искусствоведческая конференция, посвященная перспективам и проблемам ремесла. Также организуют мастер-классы ведущих косторезов, экскурсии в творческих мастерских художников.

Людмила Щербакова

Поделиться:
Вверх