Когда-то они могли стать лебедями и клумбами, сегодня – это просто груды изношенных покрышек.
Тридцать первого октября Комбинат зеленого хозяйства начал расчищать областной центр от скоплений шин, о чем в своем телеграм-канале сообщил мэр Юрий Гришан. По плану весь богатый урожай будут складировать на полигоне, где он сможет греться под солнечными лучами в течение трех лет. Градоначальник также поспешил добавить, что избавляться от колесных придатков должно за счет самих автомобилистов, уже заплативших утилизационный сбор при покупке покрышек.
Проблему шин в Магадане поднимали еще в не особо далеком 2016-м году, когда мэрия подписала соглашение о сотрудничестве с компанией «Биосервис», обязавшейся утилизировать черные отходы, на 2017-й год. Тогда же должен был возобновить свою работу стационарный пункт приема покрышек от жителей города. По прошествии срока вопрос разбросанных по городу колес забылся.
Все это время столица Колымы утопала в коктейле всевозможных вредностей, выделяющихся из резины: бензол, ксилол, толуол, фенолы, сероуглерод и еще великое множество страшных слов. Эти вещества могут вызвать ряд заболеваний – это бронхиальная астма, аллергический ринит, конъюнктивит, крапивница и палитра разнообразнейшей онкологии.
Кучи, обещающие проблемы для здоровья, лежали по всему городу, теперь на самом въезде в Магадан расположится концентрат покрышечных несчастий, опять же, на тридцать шесть месяцев. Но гарантии, что решение этой сложности найдут за три года, когда не смогли почти за десять лет, – нет.
А ведь избавление от этой головной боли убивает заодно второго зайца – магаданские дороги: резиновую крошку, когда-то бывшую шинами, добавляют в асфальт, что повышает его износостойкость. Частичка покрышек смягчает нагрузки, тормозит и останавливает распространение трещин, продлевает жизнь покрытия с использованием традиционных битумов в два раза. Единственное, что такая смесь обходится в копеечку, но тогда и дорогу не придется каждый год перекладывать, а магаданцам платить за свое лечение.
По всей стране объем вышедших из строя шин ежегодно составляет около 1,2 млн тонн, а перерабатывают от этого числа не больше пятнадцати процентов, когда остальные остаются лежать на помойках и свалках.