Search
Close this search box.

Валерия Санкович: прокрастинация и как с ней бороться

«Завтра с утра побегу» – знакомый каждому пример отложенного дела. Это сегодня называют «прокрастинацией» – склонностью переносить на «попозже» дела и обязанности в угоду менее важным вещам, а как итог – жизненные проблемы, вина и стыд за запланированное, но несделанное. Психологи отмечают, что отдавшийся лени осознает иррациональность своего поступка, но, видимо, решает бороться с собой и со своим бездельничьим «я» позже.

Прокрастинацию называют защитным механизмом. А от чего защищаться? От сложных и скучных задач, вызывающих только желание отмахнуться и забыть. Ведь такая реакция далеко не на каждое дело – есть работа, досуг, которыми хочется заняться, не откладывая. Перфекционизм тоже заставляет нашу психику обороняться: установки отличника порождают страх неуспеха, а возможность перенести дело приятно успокаивает.

Выдвинуть тот самый долгий ящик может и боязнь успеха, а точнее, перемен, которые этот самый успех с собой принесет: повышение, переезд, новые обязанности. Низкая мотивация, отсроченность вознаграждения и протестные реакции – тоже хорошие причины заняться внезапной уборкой, полистать ленту или выпить чая.

Психологи выделяют и более серьезные поводы возникновения прокрастинации: депрессия (которая может стать и следствием привычки откладывать все), синдром дефицита внимания и гиперактивности, обсессивно-компульсивное расстройство. Такие случаи, само собой, требуют обсуждения со специалистом.

Первый шаг к работе над собой – это отлавливание тех самых оправданий, с которых начинается путь в прокрастинацию: «Жду момента», «Нет мотивации», «Отложу, ничего страшного, времени хватает». После анализа разрешающих мыслей придется поискать последствия откладывания всего на потом – в работе, в отношениях, даже в самооценке: горящие от стыда и вины за ничегонеделание щеки – признак того, что даже отдохнуть в эти моменты не получится.

Борьбу с собой следует начать с планирования – рекомендуют составлять четкий список дел, расписанный по времени. Главное, не ударяться совсем уж в крайность и не жить одним только графиком: отсутствие ресурсов для выполнения всех задач может стать причиной все той же прокрастинации.

Самое сложное из всего этого перечня дел придется разбирать первым, чтобы поскорее о нем забыть, а большие планы делить на части. Тут уже никуда не деться от железного правила: «Вспомнил – пойди и сделай». При этом важно помнить, что все всегда идеально не получается – иногда хватает простого «хорошо», и остается только принять это.

Сабрина Крахмалёва: что такое бирюзовая организация? 

Сабрина Крахмалёва: что такое бирюзовая организация? 

«Сбербанк России» – одна из тех немногих российских компаний, которая заявила о переходе к бирюзовой организации, внедрения ее элементов. Работающие…
Сабрина Крахмалёва: уникальность любой организации – ее культура

Сабрина Крахмалёва: уникальность любой организации – ее культура

При выборе работы особенно важно изучить не только предлагаемую вакансию, но и компанию, с которой Вы планируете связать часть своей…
Сабрина Крахмалёва: что называют микрополитикой на работе и почему это вредно?

Сабрина Крахмалёва: что называют микрополитикой на работе и почему это вредно?

Довольно распространены ситуации, когда на работе одного конкретного подчиненного обвиняют во всех проблемах компании, подмечают все его недочеты и выделяют…
Сабрина Крахмалёва: море волнует глубины души

Сабрина Крахмалёва: море волнует глубины души

Согласно исследованию ученых Эксетерского университета, в котором приняли участие около 26 тысяч человек, людей, живущих в 1 километре от моря,…