Валерия Санкович: культ потребления убивает счастье

«Покупая новый товар, человек на короткий срок впадает в иллюзию счастья…» – Ги Дебор, «Общество спектакля», 1968 г. и критическая оценка новой религии – Потребления. Формальная логика спектаклем отрицается, и человек вынужден следовать за разъяснениями «экспертов», рассказывающих, что сегодня полезно и что в тренде.

Маркетинг – то, что на сегодня машина продаж делает упор, и продают не товар, не качество, а бренд. И даже с пониманием всей неестественности рекламы все равно ведь купим – не зря же любимый актер или футболист светится в кадре с неким гаджетом или пуфиком. Но даже если и известное лицо не убедит, все мы сможем выбрать что-то себе по нраву согласно Дебору: «Стиль одежды возникает из фильма, журнал создает имя клубам и обществам, а те вводят в моду различные наборы товаров».

Почему возник культ потребления?

Считается, что промышленная революция, которая сначала  началась в Британии, стала толчком для увеличения трат жителей, переехавших из деревни в город — ранее они тратили деньги только на самое необходимое, а в городе, при росте доходов, находили для себя развлечение в виде переполненного всяческими разностями магазинах и лавках. И если вещей много, значит, их нужно отличать друг от друга? Здесь свою историю и начинают бренды, каждому из которых, опять же, необходимо возыметь власть над сознанием обывателя-потребителя и убедить купить. Производство превышает спрос, и все, что останется непроданным, пойдет в утиль. И где же тут выгода?

Что толкает к потреблению?

·        Пример тех, кто богаче. Новее, больше, ярче и дороже, но не у вас, а у соседа по лестничной клетке? Разве взгляд на люксовый внедорожник не заставит хотя бы рассмотреть возможность кредита? Или, насмотревшись на всех «успешных» в интернете, начать вести такой же «успешный» образ жизни?

·        Доступность займов и рассрочек. Приблизиться к желаемому, которое не можешь себе сейчас позволить, почувствовать себя на уровень или даже несколько выше и отстегивать от своих кровных всего лишь какую-то их часть каждый месяц, рискуя утонуть в долгах?

·        Маркетинг. Уже упомянутая реклама активно воздействует на сознание потребителей, формируя у них желание приобретать новые товары и услуги.

·        Развитие производства. Оно предлагает  новые товары и услуги, которые становятся доступными для массового потребителя.

В какой-то момент, в очередной раз просматривая ленту маркетплейса, придется задуматься об ограничении существующего сейчас статуса потребления. Цель – жить хорошо, понятная и приятная, и средство для ее достижения в виде приобретения чего-либо – это нормально, это естественно, но до той поры, пока средство не превращается в цель. Где-то рядом с нами то самое, ради чего и тратим деньги, и копим, и берем в долг, но в итоге статусный характер потребления как правило не даёт ничего, кроме невроза.

Сабрина Крахмалёва: как работа искажает восприятие действительности 

Сабрина Крахмалёва: как работа искажает восприятие действительности 

1/3 часть дня и фактически 1/3 часть жизни люди проводят на работе. Неудивительно, что рабочая среда серьезно влияет на состояние…
Сабрина Крахмалёва: новый образ работника в глазах работодателя 

Сабрина Крахмалёва: новый образ работника в глазах работодателя 

Hr-менеджеры регулярно проводят исследования и совершенствуют свои знания в области управления персоналом, чтобы грамотно проконсультировать руководство и создать престижный образ…
Валерия Санкович: бум интереса к истории в России и мире 

Валерия Санкович: бум интереса к истории в России и мире 

Что такого в настоящем моменте, что мы всем миром, не сговариваясь, устремили глаза и уши в прошлое? Bloomberg Business начал…
Пётр Цыбулькин: поиск незаконно реабилитированных

Пётр Цыбулькин: поиск незаконно реабилитированных

 «Основной рабочей силой Днепровского являлись заключённые, осуждённые по различным статьям уголовного кодекса РСФСР и других  республик Советского Союза. В их…