Практически каждый сталкивался с критикой на работе: кто-то критиковал, а кого-то критиковали. К сожалению, частые ситуации, когда руководитель кричит на работника, переходит на личности и не желает слушать никаких объяснений. Поэтому сотрудники иной раз боятся своих начальников или даже ненавидят. Такие взаимоотношения лишь вредят рабочему процессу, а также психологическому состоянию обеих сторон.
Оценка работы может быть в форме похвалы (положительная) и в форме критики (отрицательная). Это метод обратной связи, от которого, по словам психологов, может улучшиться производительность труда работников, их мотивация. Критика – сложный аспект в отношениях руководитель-подчиненный. В умелых руках она может превратиться, образно говоря, в мягкий ветер, направляющий корабль к новым берегам. Но как это сделать?
Идеальная формула для критики: похвала + критика + похвала. Начать с положительных моментов (несколько слов) – снять напряжение и настроить на разговор. Закончить, подчеркивая успехи, – оставить приятное впечатление и замотивировать двигаться вперед. При этом психологи рекомендуют в первые минуты изложить всю суть разговора, потому что в этот период человек еще слушает Вас, а не ищет контраргументы.
Разговор с сотрудником рекомендуют вести наедине. Критика при других лишь закрывает работника, вынуждает «защищаться», а возможно и «нападать», чтобы сохранить свое лицо перед коллективом. Даже если Ваша критика грамотно выстроена, работник не сможет тщательно выслушать ее.
Ни в коем случае не критикуйте личные качества сотрудника, его внешность, мировоззрение. Только действия и результаты, относящиеся непосредственно к работе.
Безусловно, не следует позволять себе повышать тон. Поддаются эмоциям люди со слабым характером, а значит, такой начальник не сможет завоевать доверие и вызвать уважение у сотрудников.
Кроме того, критика должна быть своевременной. Иначе работник может воспринять Ваши слова негативно, подумав, что Вы в плохом настроении и просто нашли себе козла отпущения.
Вызывая на разговор, помните, что это диалог! Необходимо выслушать сотрудника, узнать его мнение (не навязывая свое) и совместно найти путь к преодолению возникших трудностей.
Умение критиковать, конечно, придет только с опытом. Оно включает умение разбираться в людях, чувствовать каждого человека, его настроение, знать его характер, чтобы грамотно подбирать слова и интонацию. Например, кому-то достаточно намекнуть, кому-то необходимо четко и по делу, кому-то нужна большая нежность в разговоре. Особенно важно в процессе понять, готов ли сейчас человек выслушать Вас. Не стоит пытаться пробиться сквозь выстраиваемую им стену, ведь это только усугубит ситуацию. В такие моменты лучше взять паузу, снизив вероятность психологического давления и, как следствие, стресса. Людям нередко нужно время, что все осмыслить и принять решение.
Соблюдение таких простых и, одновременно, сложных для исполнения правил позволит гармонизировать отношения в коллективе, углубить взаимопонимание, выстроить долгосрочные связи. Критику следует использовать мудро, комбинируя с похвалой. Ключ к искусству конструктивной критики – понимание ее цели. Не наказать, не унизить, а помочь сотруднику расти, улучшать свои навыки и достигать новых вершин.