1/3 часть дня и фактически 1/3 часть жизни люди проводят на работе. Неудивительно, что рабочая среда серьезно влияет на состояние каждого. 34% респондентов из 2000 человек в опросе hh.ru и Budu указали, что профессиональная деятельность изменила их: они стали менее эмпатичными и более циничными. Богатый, но негативный опыт на работе сказался на их отношении к миру, теперь их мало что может удивить.
Профессиональная деформация проникает внутрь работника, меняет угол его зрения. Некоторые могут отмахнуться и сказать, что они умеют отделять работу от личной жизни. Так, согласно этому же опросу, 44% респондентов отмечают, что профдеформация не мешает им при общении с окружающими. Однако, к сожалению, профдеформация настолько незаметно вживается в повседневную деятельность, что об изменении в поведении Вы можете узнать лишь от других людей. Работа фактически становится фильтром, через который человек смотрит на мир.
Х. Ландерок в своей статье подчеркивает, что профессиональная деформация – изменение процессов мышления, а также нездоровое оценивание важности своей деятельности в общей работе трудового коллектива. Питирим Сорокин в этом контексте говорит о негативном влиянии профессиональной деятельности на переживания и поведение человека. Вы судите о людях с позиции Вашей профессии? Ваши интересы находятся исключительно в профессиональной области? Даже с друзьями Вы общаетесь лишь о работе? Если Ваши ответы «да», то, возможно, это сигнал, что профдеформация постепенно сковывает Вас, ограничивая мировоззрение.
Когда шаблоны профессии начинают диктовать правила игры за пределами рабочего кабинета, можно говорить о профессиональной деформации. В зоне риска: hr-менеджеры, управленцы, юристы, врачи, учителя. Hr-менеджеры приходят к тому, что не могут не оценивать новых знакомых, задавать каверзные вопросы и как бы «собеседовать» во время разговора. Руководители «любят» использовать приказной тон с близкими, юристы склонны анализировать каждое слово, проявлять подозрительность и общаться канцеляризмами, медицинские работники – ставить диагнозы, когда их не просят. Например, стоматологи в первую очередь обращают внимание на улыбку человека. Менторский же тон у учителя точно многим приходится не по душе, ведь вместо понимания – указания, вместо поддержки – наставления. В этих примерах, конечно, нет ничего критичного, однако само нарушение баланса внутри личности говорит о необходимости осознания проблемы и грамотной ее проработки.
Стоит отметить, что профдеформация может давать и положительный эффект, все зависит от особенностей, которые человек перенимает и от их встраивания в повседневную жизнь. Человек может стать более ответственным, внимательным к деталям, пунктуальным. Копирайтер – более грамотным в разговоре, однако существует риск, что он начнет поправлять других, что будет вызывать лишь раздражение.
Как же быть? Необходимо расширить круг своих интересов, найти единомышленников, минимизировать выполнение монотонных задач за счет участия в смежных проектах. Спорт – отличный способ борьбы с физиологической профдеформацией (характерна для работников, большую часть времени сидячих за компьютером). Обратная связь от близких и саморефлексия – верные попутчики в гармонизации психологического состояния. Нужно научиться «правильно» отдыхать, развить в себе психологическую гибкость. В процессе самопознания важно суметь четко ответить на вопрос: «Кто я вне работы»? Работа должна вдохновлять, а жизнь за ее пределами – приносит радость и свободу. И только тогда люди перестанут быть пленниками своей профессии, оставаясь хозяевами собственной судьбы.