«На краю света» – спектакль на эвенском в магаданском театре

В Магаданском музыкальном и драматическом театре с успехом прошла премьера спектакля московского режиссера Радиона Букаева «На краю света». В постановке задействованы профессиональные артисты театра и актеры-любители – представители коренных малочисленных народов Севера. Часть действа шла на эвенском языке.

Неожиданно в стенах театра мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству коренных народов Севера под звуки бубна и танцы ансамбля «Энер» – как прелюдия предстоящего открытия.

В это же время в балетном зале встреча с создателями спектакля. Обещают удивить. Впервые на магаданской сцене постановка с участием непрофессиональных актеров – эвенов, носителей языка. Творческий эксперимент в год языков коренных народов – вклад в сохранение их самобытной культуры. «На краю света» – проект московского режиссера Радиона Букаева. Цель постановщика – не развлечь зрителя, а заставить задуматься о том, как одна цивилизация поглощает другую.

Радион Букаев, режиссер-постановщик (Москва):

Мы, европейцы, приехали сюда. Эта земля была исконно других народов.

«На краю света» – постановка по одноименному рассказу Николая Лескова. В основе сюжета – реальная история Иркутского епископа Нила. 19 век. Российская империя осваивает богом забытые территории. Священнослужитель отправляется крестить местных тунгусов. По дороге его настигает буран. Помогает выжить местный житель. Главную роль исполняет актер Магаданского театра драмы Александр Тарасюк. Именно его персонаж за полтора часа спектакля перерождается из ярого религиозного адепта во вдумчивого, глубокого, по-настоящему верующего человека.

Впервые в Магадане ставят спектакль сразу на двух языках – русском и эвенском. Речь персонажей дублируют субтитры. Коренных играют уроженцы Гижиги. Режиссер отбирал актеров тщательно. Голосом эвенского народа стали известный косторез Юрий Ханькан и его сын Андрей, маленький Глеб Омагачан, Семен Губичан и Анна Нутэлхут.

Семен Губичан, исполнитель роли Дикаря:

Когда играешь, аж слова иногда начинаешь забывать, путаться. Какая-то дрожь идет. Духовная такая энергетика.

Эксперимент постановки не только в подборе актерского ансамбля и билингвизме сценария. Звуковое оформление (лейтмотивом звучит музыка рок-группы «Пикник») и оригинальная сценография питерского художника Никиты Сазонова работают на основную мысль спектакля.

Несмотря на то, что события разворачиваются в веке 19-м, зритель ощущает параллель с днем сегодняшним. И рефреном звучит вопрос, что сделано для того, чтобы сохранить уникальную культуру и язык коренных жителей территории.

Елена Гоголева, зритель:

Это сыграно глубоко, сильно, неординарно. Здесь замечательная сценография. Хорошая режиссерская работа.

Андрей Осипов, зритель:

Весь вот этот фоном прошедший мотив разных языков просто блеск. Прям тронуло до глубины души.

Спектакль «На краю света» в следующий раз покажут в начале июня. откроет театральный фестиваль «Территория-Магадан» уже в начале июня.

Вверх