Уникальная музыка ГУЛАГа впервые зазвучала для магаданцев

Впервые магаданцы услышат музыку, рожденную в одном из колымских лагерей в конце 30-х годов прошлого века. Этот проект стал возможным, благодаря усилиям областного краеведческого музея и магаданской филармонии. Имя композитора почти неизвестно. Его творчество запрещали и уничтожали. Произведения Всеволода Задерацкого начали исполнять на мировых площадках совсем недавно.
Удивительным образом жизнь одного человека связала цесаревича Алексея, железного Феликса, колымский лагерь и немецкого пианиста. Всеволод Задерацкий, композитор, музыковед, писатель и зэк. Жизни хватит на сериал. В 1915-м-16-м годах был учителем теории музыки у наследника престола.
После революции воевал в армии Деникина. Попал к красным. От расстрела большевиков его спас… рояль. В заброшенной усадьбе, где Задерацкий дожидался смертного приговора, стоял инструмент. Он играл, не останавливаясь, всю ночь.

Всеволод Задерацкий, сын композитора, заслуженный деятель искусств РФ:

В этом же доме работал Дзержинский над их же расстрельными документами. И он спросил, кто играл. Ему ответили, кто играл. И на этих документах сделал для него спасительную надпись “Сохранить жизнь”.

А потом было три ареста. Во время второго ОГПУ уничтожило всё, что композитор написал ранее. Республика не простила Задерацкому общение с цесаревичем и Гражданскую на стороне белых. В 37-м снова заключение и оправка в СевВостЛаг. Там, он становится “рассказчиком”. Пересказывает художественную и историческую литературу для заключенных. Зэки Задерацкого берегут, охрана – уважает. И разрешает неслыханное – писать музыку. Простым карандашом. На телеграфных бланках.

Светлана Будникова, заместитель директора по научной работе Магаданского областного краеведческого музея:

Не имея инструмента, не имея ластика, чтобы делать какие-то правки, он должен был работать без права на ошибку. Он так и работал.

За два года в лагере появились “24 прелюдии и фуги”, общая продолжительность которых – более двух с половиной часов.
Эксперты называют эту музыку “открытием 20 века”. Всеволод Задерацкий первым возродил барочный жанр «прелюдия и фуга», еще до Шостаковича и Хиндемита. Подчеркивают, в ней колоссальный размах и гигантский драматизм. После заключения на Колыме музыкант был “поражен в правах”. Имя композитора вычеркивалось из справочников. Задерацкий умер в 53-м. Ему был 61 год. Мировая общественность узнаёт об этом только сегодня.
Первым забытое лагерное произведение сыграл немецкий пианист Яша Немцов. Кстати, сын репрессированных и уроженец… Уптара. 22 ноября в Магадане он исполнит лагерное произведение незаслуженно забытого композитора.
Уже на следующей неделе в этом зале зазвучит музыка Всеволода Задерацкого. Музыка, рожденная в лагере, в условиях, где большинство людей думали лишь о выживании. Композитор думал о прекрасном и создал, по мнению музыковедов сегодняшних, великое.

Вверх