Со дна Охотского моря планируют поднять затонувшие суда. По предварительным данным, в прибрежной зоне Магадана похоронены больше сорока объектов, в том числе, две подводные лодки. Некоторые из них мешают судоходству, другие представляют экологическую опасность: на их борту хранятся мазут и разного рода химикаты. Правда, сейчас о местонахождении большинства пароходов знают лишь профессиональные водолазы, которые предлагают не трогать суда и оставить их для привлечения туристов-дайверов.
Это видео сняли магаданские водолазы. На дне Охотского моря только в бухте Нагаево больше десяти затонувших судов и кораблей. Это «Генерал Ватутин», на борту которого в 1947 году произошли пожар и несколько взрывов. А это подводная лодка, о причинах затопления которой известно немногое. Капитан Магаданского морского порта показывает примерное местонахождение затонувших судов. Детальное обследование морского дна в бухтах Магадана до сих пор никто не проводил.
Романоз Цхадаия, капитан Магаданского морского порта:
Одиннадцать затонувших судов. Три здесь. А основная головная боль, это бывший рыбный порт. Суда, которые еще с пятидесятых годов затонувших. Их не удаляли, никто этим не занимался. Вот они собрались и здесь лежат.
О проблеме затонувших судов в Охотском море под Магаданом начали говорить в прошлом году. В бухте Нагаева обнаружили нефтяное пятно, источник которого не был известен. Разбираясь, выяснили, что в этих местах 13 лет назад затонул траулер «Профессор Моисеев», и судя по всему, именно с него потекло топливо. Экологи забили тревогу, спасатели искали утечку. Власти заявили о необходимости полностью расчистить дно в этих местах.
Но в правительстве региона столкнулись с проблемой: у затонувших судов нет собственников. Если убирать их за бюджетный счет, нужно обследовать дно и оценить стоимость работы. В первую очередь планируют поднять как раз судно «Профессор Моисеев».
Сергей Носов, губернатор Магаданской области:
Там достаточно большое количество мазута, его надо убирать. Все это признают, все это понимают. Но как-то до сих пор никто не решался. На мой взгляд, время пришло. Потому что, если мы расчищаем завалы, то это касается и завалов, которые находятся под водой.
Сейчас власти региона составляют план работы. Уже понятно, что подводная уборка затянется надолго, тем более, что в Магадане нет компаний, занимающихся подъемом судов.
Отдельная проблема – брошенные суда, стоящие у берега. Их тоже планируют убрать. Они портят вид портят вид и просто опасны. По ним часто бегают дети.
Убрать суда, мешающие судоходству и портящие внешний вид бухт, стоит, говорит профессиональный магаданский водолаз и руководитель поискового клуба «Артефакт» Руслан Кауцман. Но полностью расчищать дно было бы недальновидно, считает он. Уже сейчас затонувшие под Магаданом суда привлекают туристов-дайверов. В Москве даже издали книгу о подводных красотах Охотского моря. Дайвинг мог бы стать одной из визитных туристических карточек Колымы, уверен Руслан.
Руслан Кауцман, руководитель клуба «Артефакт», профессиональный водолаз:
Это другой мир. Люди, которые занимаются подводным плаванием, для них это, как космос. Это и есть гидрокосмос, подводный мир. Ну, откачайте вы тот мазут, который есть в каких-то судах. И пускай это будет. В Японии, США специально топят и суда, и самолеты. Специально для туристов.
Водолазы предлагают свою помощь в составлении карты с точным указанием затонувших судов. Постепенно, говорят они, эти плавсредства становятся частью прекрасного подводного мира. Впереди также экологическая экспертиза. Предстоит разобраться и с тем, какие из затопленных пароходов могут представлять угрозу для современного судоходства.
Людмила Щербакова